Словосочетанием «иммерсивный театр» уже трудно кого-то удивить, но это не значит, что сам формат не предполагает сюрпризов. Автор The City Ксения Ильиных ознакомилась с новым спектаклем Camera, предполагающим погружение в действо в полнейшем одиночестве.
Иммерсивный опыт театральные деятели предоставляют зрителям уже не первый год. К примеру, вас могут отправить на квест-прогулку с аудиогидом (проект Remote Moscow и Rimini Protokoll), пригласить на спектакль в торговом центре на глазах у шокированных покупателей и охранников («Неявные воздействия» «Театра.doc») или устроить экспириенс с элементами свидания вслепую и группового психоанализа одновременно (проект «Кто ты?» Magic Garden). Есть и совсем уж интровертный формат спектаклей – театр для одного зрителя. Первыми в Москву такой перформанс привезли больше трех лет назад бельгийцы Ontroerend Goed. Но с недавнего времени в России есть и собственная постановка – Camera. Ее действие разворачивается в «Москва-Сити». Все сеансы вечерние. Стоимость билета – 3 900 рублей. По заданию редакции я отправилась тестировать новый спектакль на себе, а по итогам получился такой вот дневник.
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Вечер. Я вхожу в третий подъезд башни «Империя» и подхожу к отдельной стойке слева. Говорю пароль: «Я в театр». Охранник находит мою фамилию в списке и открывает дверь. Через стеклянный коридор направляюсь к лифту. Нажимаю кнопку 56-го этажа. Почему-то появляется ощущение, что мой спектакль уже начался.
Совет: Запомните это ощущение в лифте. Спектакль для вас и правда стартовал. А образ лифта (спойлер) еще вернется к вам через какое-то время.
Меня встречают у лифта и провожают в комнату. Все вокруг в неоновом свете. Я оставляю верхнюю одежду и вещи. В следующем помещении с большим зеркалом мне предлагают снять обувь и облачиться в длинный белый струящийся халат на молнии. Модель халата (про себя называю его мантией – так красивее) придумана дизайнерами специально для этого проекта. В атмосфере есть что-то футуристическое, поэтому начинаю представлять себя героиней Вачовски (и братьев, и сестер сразу).
Совет: Одевайтесь максимально удобно. Главное – чтобы ничто не отвлекало вас от новых впечатлений. И еще: хоть это и очень сложно, но расстаньтесь с телефоном. В Camera (так называется и спектакль, и само пространство) он вам не понадобится.
Фото: пресс-служба
Передо мной освещенный изнутри белый куб, похожий на гигантский шатер. Вхожу. Стены, пол и потолок – все белое. Мягкие матрасы под ногами, ими застелен весь пол. Я осваиваюсь: долго хожу кругами и пружиню – никто же не видит, почти детский восторг! Чувствую запах свежих простыней и понимаю, что он ассоциируется у меня с поездом, путешествием. Откуда-то сверху звучит приятный голос, я устраиваюсь поудобнее на мягком полу – мое приключение начинается.
Совет: Оставьте все мысли за стенами белой камеры. Вы ведь пришли на спектакль, а у каждого спектакля (как и у книжки, и у фантастического фильма) своя художественная условность, свои правила. Главное правило Camera – отключиться от повседневности и позволить себе побыть наедине с собой. Согласитесь, не самая плохая компания.
Голос ведет меня через весь спектакль, задает направление. Все начинается с легкой медитации: голос просит меня расслабиться и просто почувствовать свое тело, услышать свой пульс. После «настройки навигационных приборов» отправляюсь в плавание: от первых детских воспоминаний через настоящее в будущее, каким бы я хотела его видеть… В Camera в голову мне вдруг пришла цитата Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва»: «Самый мощный графический чип в мире – это мое воображение». И действительно, от того, насколько живо и детально вы представляете себе действие, зависит ваше общее впечатление от спектакля. А потому не скупитесь и отпустите свои фантазии на волю.
Фото: пресс-служба
Автор сценария перформанса – профессиональный режиссер и актриса Инна Будникова, она же голос Camera. К тексту приложили руку драматург «Гоголь-центра» Валерий Печейкин и клинический психолог и психотерапевт Ирина Мюллер. Все серьезно и на уровне. Свет, музыка и видеопроекции на стенах – тоже от профи.
Совет: Где, как не наедине с собой, быть предельно честным? Постарайтесь отвечать на вопросы голоса, не задумываясь. Пусть образы, возникающие у вас в голове, будут немного неожиданными – так даже интереснее. Диалог с голосом – это шанс понять, чего вы хотите на самом деле.
Кстати, говорят, иногда в Camera от переизбытка эмоций плачут даже мужчины. Нет, плакать мне не хотелось. Но у меня позднее зажигание: любой спектакль или фильм мне нужно переварить. Вот и Camera догнала меня спустя несколько часов после окончания перформанса. И, если честно, не отпускает уже неделю.
Спустя минут 30 или 40 (в Camera немного теряется ощущение времени) покидать уютный белый шатер с космическими видеопроекциями очень не хотелось. Голос повел меня через настоящий сад. Вокруг росли маленькие деревья. Я наклонилась проверить: и правда настоящие! Позже Инна (голос Camera) рассказала мне, что деревьями с организаторами проекта поделились знакомые и друзья друзей. У каждого растения – своя история.
Фото: пресс-служба
А дальше – как по волшебству – передо мной распахнулись шторы. И вот я уже стою у гигантского окна и смотрю на Москву в огнях с высоты 56-го этажа башни «Сити». На маленьком столике горит свеча, и меня ждет горячий ромашковый чай. Голос завершает мое путешествие – хеппи-энд.
Вообще-то я боюсь высоты. Но этот вид на красивую ночную Москву был настолько логичным и оправданным продолжением моего спектакля, что про свою фобию я совершенно забыла. По сюжету она была лишняя.
Мы постоянно куда-то бежим. Остановиться и услышать себя – недоступная роскошь. Кому-то не хватает времени, а у кого-то просто нет такой физической возможности. А в Camera у вас есть почти час в стерильном белом пространстве, отрезанном от внешнего мира.
А вот и нет. И Camera вам это докажет. Впрочем, даже если вы не готовы поверить мне на слово – просто проверьте, вдруг вам все же придется задать себе вопросы, которые вы еще ни разу не задавали.
Отличный способ познакомиться с одной из главных московских достопримечательностей в декорациях очень красивого спектакля-эксперимента. Небоскребы заиграют новыми красками и обретут какой-то совершенно особый смысл.
Мне кажется, что формат индивидуально упакованного эксклюзивного экспириенса – это формат будущего. Как, впрочем, и сам жанр действа – нечто на стыке спектакля, перформанса и медитации. Все течет, все изменяется, стираются границы жанров, скоро и театр one-on-one станет привычным явлением. Так что успейте почувствовать себя первопроходцем. Внукам потом расскажете.
Как только я допила свой чай, мне предложили сделать красивый контент для соцсетей. У ребят на этот случай подготовлены специальные музыкальные коллажи.
Совет: Не будьте как я, не сидите в позе лотоса. Как я потом поняла, изучив странички посетителей Camera, самые крутые фото и сторис получаются у тех, кто двигается. Позируйте, танцуйте, попрыгайте, в конце концов, на этих матрасах – вряд ли вам дома такое часто позволяют. Словом, во время фотосессии не выключайте своего случайно найденного внутреннего ребенка.
30 ноября, 2020