«Неплохо водит и похож на Мэтта Деймона». История успеха русского каскадера в Голливуде

«Неплохо водит и похож на Мэтта Деймона». История успеха русского каскадера в Голливуде

Каскадер Мартин Иванов знает, что такое гореть на работе — в буквальном смысле. В эфире «The City. Говорим» он рассказал, как чуть не утонул вместе с Джейсоном Стэйтемом, об особенностях работы с Marvel и о том, сколько в среднем получают каскадеры.

Быть Мэттом Дэймоном

Можно сказать, что «Превосходство Борна» — мой первый фильм. Мне повезло, что его решили снимать в Москве. Когда проходил отбор местных каскадеров, отец подвел меня к постановщику трюков и сказал: «Вот, у меня сын неплохо водит и похож на Мэтта Дэймона». Меня выбрали дублером и после начали звать. Сначала позвали на «Ультиматум Борна», потом на «Квант милосердия».

«Неплохо водит и похож на Мэтта Деймона». История успеха русского каскадера в Голливуде

Фото: личный архив


По стопам отца

У отца (Виктор Иванов — советский и российский каскадер, постановщик трюков. — Прим. ред.) в отличие от меня часто были переломы. Дело не в везении, просто раньше был другой подход. В советское время все было проще: меньше подготовки и защиты, больше алкоголя и взрывов. Мне особенно запомнилась одна из папиных историй: кажется, ему надо было прыгать в Северный Ледовитый океан зимой, и по его просьбе подводная лодка привезла ему ящик водки. Нужно это было для того, чтобы растирать ей тело.


Любимые трюки

Интереснее всего для меня те трюки, которые связаны с вождением, например перевороты. Рекорд — переворот шесть раз в «Стритрейсерах», но это невозможно рассчитать: шесть раз или два. Самые сильные перегрузки испытываешь не во время вращения — в этой ситуации машина крутится по принципу центрифуги. Сложно тогда, когда машина с большой высоты шлепается.

«Неплохо водит и похож на Мэтта Деймона». История успеха русского каскадера в Голливуде

Фото: личный архив


Машины жалко?

В последнем «Джеймсе Бонде» (фильм «Не время умирать», выходит в прокат в 2021 году. — Прим. ред.) есть очень красивый трюк — Land Rover взлетает со скалы и переворачивается. Этот трюк я делал три раза. Первый раз был тестовый, его не снимали. Потом — первый дубль, но что-то не получилось, и пришлось снимать еще один. Две машины со 100 километрами пробега были списаны. Конечно, их часто бывает жалко.


«Стэйтем решил меня утопить»

Все всегда очень детально оговорено, всегда просчитаны варианты отхода. Поэтому сложно вспомнить, какие из выполненных мной трюков были самые опасные, но иногда бывало неприятно. Как, например, когда я ездил на «Формуле-1» под летящей фурой: некомфортно, когда 30 тонн пролетают над головой.

«Неплохо водит и похож на Мэтта Деймона». История успеха русского каскадера в Голливуде

Фото: личный архив

Была ситуация, когда Джейсон Стэйтем решил меня утопить на грузовике. Я дублировал его в «Неудержимых 3». Когда нужно было снимать финал погони, он захотел выполнить трюк сам. Постановщик посадил меня на пассажирское место и попросил объяснить Джейсону, где ручник, где первая передача, где вторая. Он сильно разогнался, а когда нужно было останавливаться, как-то неуверенно нажал на тормоза. Грузовик — это не Ferrari, у которой тормоза мягкие, воздушные. К тому же причал был очень пыльный. Мы столкнули с обрыва долли (операторская тележка. — Прим. ред.) с камерой, оператором и фокус-пуллером, а потом нырнули и сами. А поскольку все двери и стекла были расстреляны с прошлой сцены, вода сразу начала затекать в салон. Я кое-как нашел дверь и выплыл, Джейсон уже был на лестнице.


Конкуренция с компьютерной графикой

Бывают фильмы, где каскадерам особо нечего делать. Например, в фильмах Marvel я работал на «Черной Вдове» и «Мстителях: Эре Альтрона» и нужен был в основном для референса. Практически весь экшен, взрывы и перевороты они рисуют. Спрашивается, зачем рисовать, если проще сделать вживую? Они предпочитают использовать компьютерную графику. Процессом руководит не режиссер, а компьютерный супервайзер.

«Неплохо водит и похож на Мэтта Деймона». История успеха русского каскадера в Голливуде

Фото: личный архив


О подготовке

В Голливуде больше времени уделяют подготовке. Если проект серьезный, тебя могут вызвать за месяц до съемок для того, чтобы потренироваться, обкатать машину. У нас же есть одна «шестерка Жигули», и все надо делать с первого дубля, без всяких репетиций и тестов. Что касается школ, то одна из самых серьезных находится в Англии. Чтобы вступить в организацию The British Stunt Register (школа и профсоюз каскадеров, основанные в Великобритании. — Прим. ред.), нужно сдать различные экзамены, на которые можно потратить полжизни: плавание, прыжки в воду, черный пояс, вождение автомобиля и мотоцикла. В России, по сути, нет школ, только курсы, и каскадерами обычно становятся бывшие спортсмены.

«Неплохо водит и похож на Мэтта Деймона». История успеха русского каскадера в Голливуде

Фото: личный архив


На зарплату жалоб нет

В каждой стране разные правила оплаты. В Англии чаще всего получаешь по неделям, и в среднем минимальный оклад составляет 2 300 фунтов, то есть где-то 200–300 тысяч рублей. В России же — около 30 тысяч в день. По американскому контракту тебе платят меньше в неделю или день, но зато ты получаешь процент за прокат. Первый чек всегда выходит больше, потому что, когда фильм только вышел, его много покупают, но если фильм уникальный, то процент можно получать очень долго. Например, отец работал в «Мерцающем» — несмотря на то что фильм вышел в 1996-м, он до сих пор приносит ему приличные деньги.

Текст: The City

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

17 февраля, 2021