Почему неделя моды в Москве не вызывает такого ажиотажа, как неделя моды в Париже? И кто из молодых дизайнеров достоин подиума? Президент Национальной палаты моды Александр Шумский рассказал в эфире «The City. Говорим» о модной индустрии в России.
Любая Неделя моды — это национальное мероприятие. Парижская устроена точно так, как и российская. Там показываются французские дизайнеры. В России, в Москве — российские, в Японии — японские, в Китае — китайские, в Милане — миланские.
Но в Париже показывается Dior, Givenchy, Louis Vuitton. Капитализация Dior примерно в четыре раза больше всего российского рынка одежды и текстиля. Поэтому у нас нет ни одного подобного бренда. В принципе, Россия за последние постсоветские 30 с лишним лет не произвела на свет ни одного международного большого заметного бренда.
Поэтому, естественно, на московской Неделе моды Mercedes-Benz FashionWeek Russia участвуют преимущественно российские дизайнеры, и понятно, что рейтинг города зависит от того, какие дизайнеры там присутствуют. В Милане это Gucci, Armani, Prada. А в России это очень талантливые дизайнеры, но, к сожалению, не такие большие, их продажи оставляют желать лучшего.
Гоша Рубчинский x adidas Football/km20
Открыто огромное количество дизайнеров. Денис Симачев, Гоша Рубчинский — два самых успешных российских кейса. За 20 лет через Неделю моды прошло несколько сотен дизайнеров. Ее цель — обслуживать небольшую, самобытную индустрию, в которой рождается достаточно много интересных имен.
Неделя моды предоставляет площадку, а у дизайнера может не быть коллекции к моменту проведения мероприятия. Александр Рогов и Vereja свои первые показы сделали на московской Неделе моды. Не она раскрывает дизайнера, а он сам должен быть достаточно хорош, у него должна быть воля к победе.
Вся индустрия устроена таким образом, что она ищет новые таланты. Есть другая проблема в стране — образование, а точнее его отсутствие. Нет fashion-образования. Дизайнеры, которые выпускаются различными коммерческими или государственными школами, не готовы к реальной жизни.
И все равно у нас достаточно много талантов. На самом деле, о Неделе моды очень много пишут за рубежом. Не потому что людям хочется новых имен, а потому что эти дизайнеры достаточно интересны, чтоб о них там написали.
Мы поздно начали создавать контент. Последние 10 лет у нас появляются хорошие дизайнеры, выросла очень сильно, например, Алена Ахмадуллина. Но если бы она начала 30 лет назад, возможно, сейчас это превратилось бы в большой европейский бренд.
Есть большие международные бренды, они приковывают к себе основное внимание, поэтому Париж и Милан в этом плане непобедимы. И есть другая история: сегодня интерес к моде, даже с точки зрения покупки-продажи, он очень сильно распыляется между небольшими брендами. Последние 5 лет — это такой «ренессанс небольших марок». Их появляется невообразимое количество, благодаря, кстати, в том числе социальным сетям. Через них марки стали выходить минуя ритейлеров, напрямую к покупателю.
Неделя моды выполняет сервисную функцию, она делает одно большое дело.
Париж и Милан в ближайшие 10 лет точно останутся столицами моды, потому что основные мировые корпорации в области моды там базируются. И еще немного в США, и почти совсем нет в Лондоне.
Vereja Spring/Summer 2021.models
Другой вопрос — у региональных рынков появился шанс, когда возник интерес к небольшим брендам, Россия сказала: «Смотрите, у нас здесь их много». И вдруг оказалось, что этим тысячам крутых марок и дизайнеров с хорошим образованием есть место. У них достаточно таланта и они интересны. Поэтому любая дебютная коллекция такого бренда, как сделал Игорь Андреев, сразу вызывает интерес — потому что он сделал круто.
«Цифровую» одежду можно продавать, но это пока хайп, большого бизнеса на этом никто не сделал. Одежда требует физики. Ее нужно потрогать, примерить.
Основные продажи в интернете — заблуждение. Сейчас это 15-20 процентов по всему миру от всего модного рынка и вряд ли интернет-продажи в обозримом будущем превысят хотя бы 50-60 процентов.
Естественно, интернет-торговля растет. Она изменила ландшафт, связанный с индустрией моды, потому что в ней, благодаря интернету и социальным сетям, появилось огромное количество небольших марок. Это сильно сегментировало рынок и аудитория стала к этому по-другому относиться. Для Москвы это однозначно хорошо.
Дизайнерская мода, за которую бьется Фонд моды, с точки зрения макроэкономики не видна. Для нее имеют значение только большие цифры, а для этого должны быть миллионные тиражи. А это либо государственный заказ, например, РЖД, МВД, армия, либо это fast-fashion. Но к моде это не имеет отношения, более того, если говорить конкретно о fast-fashion, то это загрязняющая окружающую среду индустрия.
Fast-fashion не имеет отношения к созданию моды, он лишь эксплуатирует. Он строился на идеях и таланте других дизайнеров, то есть на копировании. Амансио Ортега рассказывал: «Мы покупали вещи больших брендов от Chanel до Gucci, раскраивали их и повторяли».
Практика показывает, что запрос на дизайнерские вещи у людей все-таки есть. Его не было 10 лет назад, а 20 лет назад российские дизайнеры были оксюмороном. Был советский флер, что не может быть в России ничего качественно произведено. Это ложь. Это изменилось, запрос есть, но его не могут удовлетворить, потому что не хватает образования.
Московскую неделю моды можно сравнить с Лондоном. Когда произошла пандемия, все ринулись делать мероприятия онлайн. Московская неделя моды стала первой, кто перешел на этот формат, потому что Лондон и Париж весной успели показаться.
Наша неделя моды по-другому распространяет контент, чем лондонская. Последняя с треском провалилась летом прошлого года. Журналисты обнаружили, что рейтинги были аномально низкими. Например, в Лондоне онлайн мастер-класс от дизайнера смотрели 25 человек, в Москве — 20 тысяч. У российской недели моды даже есть популярный «ТикТок». Трансляцию там в режиме реального времени смотрели миллион человек. Это больше, чем смотрели всю лондонскую Неделю моды, включая все их показы.
Эфир The City от 22 апреля
Текст: The City
23 апреля, 2021