Самсон — настоящий талисман Московского зоопарка. По жирафьим меркам он долгожитель, ему уже четверть века. А еще он тут единственный зверь, кому сотрудники дали полное ФИО. Какое? Об этом, а также о том, почему жирафа назвали именно так и как у него дела на личном фронте, спросили у старшего научного сотрудника Елены Мигуновой.
Самсон родился 5 августа 1993 года в Ленинградском зоопарке. Папа его родом из Дании, поэтому его назвали Гамлет. А мама питерская, ее звали Луга, как одну из рек Ленинградской области. Когда Самсону было два года, он на специальной машине прибыл в Москву. Поселили животное в отдельном вольере, который с тех пор называют «Дом жирафа» — это самое старое здание на территории зоопарка. Оно было построено еще в XIX веке для дирекции, потом превратилось в антилопник, а сегодня тут не только владения Самсона, но и Музей истории зоопарка.
Московский зоопарк
В Ленинградском зоопарке есть традиция — если там родился жираф-мальчик, то его называют в честь какой-то питерской достопримечательности. А если на свет появилась самка, то она получает имя одной из местных рек. В пригороде Петербурга, в Петергофе, есть знаменитый фонтан «Самсон», изображающий библейского силача, разрывающего пасть льву. В его честь и получил имя наш жираф. После того как он переехал в Москву, «Новая газета» сделала его своим специальным корреспондентом: там публиковали материалы о нашем зоопарке, словно бы Самсон им в этом помогал. И даже повесили на вольер пропуск и удостоверение личности спецкора с его ФИО — Самсон Гамлетович Ленинградов. Так что наш жираф — единственный зверь, у которого в Московском зоопарке полное имя. Это была лишь рекламная акция, но в итоге вышло очень мило.
Возраст у Самсона уже преклонный, так что подруг ему привозить не планируем. Но две попытки устроить его личную жизнь в прошлом были, в этом нам помогали друзья, меценаты из Франции.
Один раз из Африки ему везли жирафа Любу, но транспортировка была организована так неудачно, что невеста повредила ногу. Ей провели две операции. Увы, у копытных животных перелом конечности — почти безнадежная история, особенно если это касается жирафов. Так что, к сожалению, Любочка погибла.
Через несколько лет Самсону подобрали новую пару — Досю, тоже уроженку Африки. И хотя она была совсем юной, ей было чуть больше года, они с уже зрелым в то время Самсоном нашли общий язык. Но и тут произошла трагедия: то ли из-за молниеносной инфекции, то ли из-за аллергической реакции, но Доси не стало буквально за несколько часов. С тех пор мы решили: пусть Самсон остается один, хоть это и не очень хорошо для стадного животного. Благо у него есть своя социальная группа — наши посетители. Они восполняют ему недостаток общения с сородичами.
Московский зоопарк
У жирафа очень нежные отношения с сотрудниками отдела млекопитающих. У людей, которые ухаживают за нашими питомцами, в штатном расписании скучное название должности — «рабочий по уходу за животными». Но существует английское слово «keeper» (от глагола «to keep»), то есть «оберегающий», «охраняющий». Так что мы называем наших сотрудников киперами, ведь задачи их намного шире, чем просто уборка клетки. Они следят за здоровьем зверей, приходят к ним с раннего утра, смотрят, достаточно ли у них корма, не скучают ли их питомцы. Самсон купается в ласке и любви, он дорог абсолютно всем.
Что касается других зверей, он не проявляет к ним никакого интереса. Рядом живет тапир, но Самсон его словно не замечает, хотя у жирафов хорошее зрение и он, скорее всего, в курсе такого соседства. Живущую рядом кошку он тоже игнорирует.
В вольере у Самсона деревья не растут, зато в соседнем стоит раскидистый дуб, чьи ветви доходят до обиталища жирафа. И, так как он мальчик рослый, осенью, когда созревают желуди, Самсон дотягивается до них — это его лакомство.
Самсон никогда не шарахается, он подходит к людям, наклоняется к ним. В природе у жирафов нет врагов, но, конечно, руки к нему тянуть не стоит — это все же очень крупное животное. Не забывайте, что у жирафов на голове, кроме рогов, есть шишки, поэтому их голова очень-очень твердая. Самсон может случайно прижать ваши руки к сетке, и будет больно.
Московский зоопарк
Кормят его три раза в день. Утром — ветки, сено и геркулес, днем — сочные корма (овощи, фрукты). Крупную еду обязательно нужно разрезать, иначе зверь рискует подавиться. Ночью его тоже подкармливают сеном и ветками. Получается, что он круглые сутки что-то жует. Иногда люди подходят с вопросом: «Ой, ну где же жираф? Что он не выходит?» А он занят тем, что ест.
Мы очень просим не кормить Самсона. Ежедневно в наш зоопарк приходят сотни людей, и всем хочется обязательно угостить жирафа. Представьте себе, что будет с животным, если каждый будет давать ему вкусности.
Но если хотите принести ему веточки ивы, то это сколько угодно. Самсон очень любит объедать их. Мы заготавливаем такие ветки с осени, сушим их. Эти веники вешают на уровне его роста, и Самсон с удовольствием ощипывает листочки. Как раз для этого у жирафов такой длинный язык и губы с толстой кожей.
Getty Images
Можно попробовать сделать прогноз: в природе жирафы живут где-то 15 — максимум 20 лет. В зоопарках могут дожить и до 27, именно столько сейчас Самсону. Его отец Гамлет умер на 21-м году жизни, а мама — старейший жираф на планете — жила 35 лет. Это мировой рекорд. Мы очень надеемся, что Самсон генетически унаследовал ее особенность и мы еще долго будем радоваться его обществу. Он у нас все-таки талисман.
15 мая, 2021