Режиссер Оксана Карас — о роли женщин в кино

Режиссер Оксана Карас — о роли женщин в кино

Пригласили в «The City. Говорим» режиссера фильма «Доктор Лиза» Оксану Карас. Обсудили, какое место занимают женщины-режиссеры в индустрии, будут ли им чаще давать «Оскары» и почему у режиссерок нет доступа к большим бюджетам.

Женское кино

Странная формулировка — «женское кино». Это как женская литература, сразу есть какое-то снисходительное отношение, будто расставлен приоритет мужского над женским. Есть кино плохое и хорошее, талантливое и бездарное, интересное и скучное. Можно сказать, что есть кино, которое снимают женщины-режиссеры. Но называть кино женским — неправильно.

Оскароносные женщины-режиссеры

Режиссер Оксана Карас — о роли женщин в кино

Кэтрин Бигелоу/Getty Images

Режиссер Оксана Карас — о роли женщин в кино

Хлоя Чжао/Getty Images

Сейчас у женщин-режиссеров всего два «Оскара». Один в этом году получила Хлоя Чжао за «Землю кочевников», второй ранее достался Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури». Но я помню одну пословицу из детства: «То, что произошло однажды, никогда не повторится, то, что произошло дважды, случится вновь». Два «Оскара» повышают возможность для женщин-режиссеров получать еще награды. Это очень вдохновляет. В США тектонические сдвиги в гендерном направлении происходят гораздо раньше, чем у нас. В киноиндустрии это не только женщины-режиссеры, появляется все больше женщин-продюсеров, женщин-операторов и не только. Если говорить о российском кино, то пока Гран-при «Кинотавра» получили только Анна Меликян, Наталья Мещанинова и я. Нас всего трое, но женщины отвоевывают право у мужчин быть в профессии.

О чем снимают женщины

Если проанализировать темы, которые берут женщины-режиссеры, то можно увидеть, что мы очень далеки от душевности, хотя многие привыкли так думать. Мы выбираем очень жесткие, бескомпромиссные, социальные темы. Та же Кэтрин Бигелоу выбрала центральной тему войны в своем фильме. Мы не боимся острых тем, даже спорных. Блокбастеры в основном снимают мужчины, и поэтому кажется, что им доверяют большие бюджеты, а мы остаемся на территории авторского мейнстрима, где будто бы все мягче и спокойнее. Но это только видимость, иллюзия.

Мир мужчин

Если посмотреть на любое литературное произведение, то вы увидите, что там героев-мужчин намного больше, чем женщин. Когда набирают актерский курс, то мальчиков берут больше, чтобы раскладывались на пьесу «Ревизор». Всегда мужчины стояли на ключевых позициях — они были героями, они действовали, они совершали поступки. Женщины были объектом страсти и любви, но эта позиция очень пассивная. Нужно время, чтобы мир изменился и на смену героям-мужчинам пришли героини-женщины.

О «Докторе Лизе»

Видео: GPM KIT/YouTube

Мой фильм «Доктор Лиза», который посвящен Елизавете Глинке, — это пример того, как меняется мир. Мне эта героиня стала очень близка и интересна, хотя я с ней не была знакома при жизни. Через нее открылся целый мир, потому что это был человек, который действовал, никогда не сидел на месте и совершал поступки. Снять кино о такой героине — это счастье. Да, она неоднозначная, сложная, не все ее любили. Это была женщина с огромным сердцем, которая совершала поступки ради других людей.

О своем пути

Видео: Kinoafisha.info/YouTube

Мне не приходилось пробиваться — все происходило естественно. Это особенности моего характера, возможно, у меня мужской склад ума, меня не смущают трудности, они меня только вдохновляют. Мне не приходилось идти по головам или расстраиваться, что во мне видят только голубоглазую блондинку. Когда я снимала свой первый фильм «Хороший мальчик», оператором была моя подруга Сюзанна Мусаева. Для нее это тоже был дебют, и Сюзанна также никогда не имела проблем в профессии. Ключ к успеху — это талант и умение достигать поставленных целей.

Эфир The City от 25 мая

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

26 мая, 2021

Новости