На прошлой неделе вышел первый эпизод британского мини-сериала «Анна Болейн». Главную роль в нем сыграла чернокожая актриса Джоди Тёрнер-Смит, что вызвало жаркие дискуссии и немало споров. Может ли жену английского короля Генриха VIII играть чернокожая девушка, если исторически Болейн была белокожая? И стоит ли вообще этому придавать значение? Разбираемся вместе с кинокритиком Егором Беликовым.
Вообще, любой такой кейс неожиданного, с точки зрения российского обывателя, кастинга — палка о двух концах. С одной стороны, безусловно, чернокожая Анна Болейн — это интересно, потому что это новый взгляд, какое-то переосмысление классики. Мне кажется, что в России любой зритель должен к этому тяготеть, учитывая то, насколько много в России переинтерпретируют, например, классические тексты в театре. Как говорил, например, Кончаловский: «Москва — идеальный город сегодня для театрального режиссера, потому что может одновременно идти четыре спектакля по „Дяде Ване“ и всем это будет интересно».
С другой стороны, понятно, что к этому приписывают политику, мол, традиционно белую роль отдают чернокожей актрисе. Можно ли и нужно ли к этому относиться скептически? Конечно, безусловно, этот проект сериала, если честно, не выглядит ни на йоту интересным и не выглядел бы, если бы туда не добавили контекст, а именно — вот эту роль и актрису. По сути, кроме этого, об этом сериале ничего никто не говорит. Плохо ли это? Может быть, да, а может — нет. Возможно, весь сериал будет чистым описанием пути Анны Болейн, но, с другой стороны, он все равно уже будет особенным, потому что в нем снялась эта чернокожая актриса.
В общем, тут четкого ответа на этот вопрос нет. Понятно, что сегодня каждый может сделать выбор из разных «Анн Болейн» и посмотреть старую или новую. В этом смысле нет ничего плохого в том, чтобы снять еще одну какую-нибудь, чтобы еще кого-нибудь уважить новой ролью. Ну, соответственно, афроамериканское комьюнити или просто чернокожее комьюнити, если речь идет о Великобритании.
Словом, мне кажется, что по поводу всех этих кастинговых решений говорят слишком много, хотя говорить нужно скорее о художественной задумке. А если быть точнее — о ее почти что тотальном отсутствии в современной киноиндустрии.
Читайте также
07 июня, 2021