В «The City. Говорим» комментатор Дмитрий Шнякин рассказал о том, почему стал так популярен онлайн-футбол, что не так со Станиславом Черчесовым и кто победит на чемпионате Европы по футболу.
Серьезную конкуренцию сейчас испытывает футбол с киберспортом. Мы играли во дворе, но это не значит, что привычного футбола уже нет. Иногда получается симбиоз: уже несколько лет крупные футбольные клубы приобретают целые команды по киберспорту или просто подписывают контракты с какими-то известными киберспортсменами, чтобы уже в игровом пространстве они представляли конкретный бренд. Многие известные футболисты, например Артем Дзюба, умеют играть в киберфутбол. Во время пандемии спрос на игры вырос в полтора раза. Возросли доходы разработчиков и количество скачиваний, у людей появилось время играть.
Система очень удобна: проводятся локальные отборочные турниры, потом узнают, где можно организовать большой турнир. Сейчас очень много турниров проходит в Индонезии, так как там приняты хорошие меры безопасности от коронавируса. Во время турнира идут телевизионные и рекламные деньги. Мы сейчас можем увидеть огромные суммы по части призовых.
Во время пандемии букмекеров спас только киберспорт. Но никому не выгодно, чтобы человек разорился, потому что, если у него не будет денег, он перестанет ставить. Футболистам запрещено ставить на игры — это условно подсудное дело. Но однажды Александр Быстров рассказал интересную историю: он играл за «Зенит» и, когда понял, что его не поставят в стартовый состав, зарядил бабки против «Зенита». Но в итоге во втором тайме его выпустили на замену, он забил два гола и уничтожил собственную ставку.
У нас перегретый рынок игроков, поэтому наши футболисты подписывают миллионные контракты, но играют хуже, чем игроки в Европе. У нас есть лимит на легионеров. Это часто критикуют журналисты и болельщики. Сейчас действует система «16 + 8»: все восемь легионеров могут даже одновременно появиться на поле. Эти ограничения приводят к проблемам с мотивацией российских игроков, у них появляются более серьезные зарплаты, потому что россияне в хорошей цене, это их может развращать. Есть еще много проблем, но мы все вспоминаем 2000-е, когда лимита не было и за команду «Уралан» на поле вышли 11 легионеров. Резкая отмена лимита тоже может привести к проблемам, например к появлению легионеров низкого качества.
Многие критикуют главного тренера сборной России, считают, что он делает много того, что сложно объяснить. Но, на мой взгляд, ключевая ошибка Станислава Черчесова — это его медийный образ. По части того, что он делает, у меня к нему минимум вопросов. Но то, как Черчесов это доносит, когда он жестко может ответить или как-то невнятно. Здесь проблема в форме, а не в содержании. Я брал комментарий у него после поражения от сборной Словакии и задал вопрос: «А вы признаете, что зря не поменяли стартовый состав? Почему в первом тайме мы играли так слабо, а во втором было все по-другому?» И он отвечает: «Мы не разобрались, мы ошиблись, видимо». Он косвенно признает ошибку. И я задаю последний вопрос: «Какими глазами вы завтра будете смотреть матч молодежной сборной?» А он иногда поправляет журналистов, что многих тоже очень раздражает. И в этот раз он говорит: «Может, не какими глазами, а через призму чего?» В результате в социальные сети попадает только последний кусок интервью, где написали, что он заносчивый, поправляет Шнякина. При этом до этого он спокойно отвечал на все вопросы.
Я озвучивал экспериментальный проект FIFA Online 4. Этот проект очень круто зашел на азиатском рынке и заключается в том, что тебе не нужна приставка, ты просто скачиваешь на компьютер, играешь на клавиатуре или подключаешь джойстик к ней. Причем абсолютно бесплатно. Когда мне предложили озвучивать для российских пользователей эту игру, я понял, что это большая веха в карьере. Мы озвучивали вместе с Василием Уткиным. Благодаря ему я узнал футбол, когда был ребенком. Потом, будучи его подчиненным, я учился профессии и уму-разуму, много ссорились. А потом стали приятелями.
Это очень необычный опыт. Озвучка происходила следующим образом: ты сидишь в комнате, перед тобой текст, и ты не видишь игровую ситуацию. Работает только твоя фантазия. Это еще и актерская работа. Большая часть фраз — это импровизация, которая требует много сил.
Современный формат чемпионата Европы мне не нравится. Начиная с 2016 года в нем принимают участие 24 команды, размывается качество. Но на этом фоне не самые талантливые команды, как наша, имеют дополнительные шансы. Две встречи в нашей группе мы проведем в Санкт-Петербурге — это очень серьезное преимущество. Я думаю, наша сборная выйдет из группы с третьего места. И ставлю на то, что победит в чемпионате либо Франция, либо Португалия.
Эфир The City от 8 июня
11 июня, 2021