Театр в кино: куратор музыкальных проектов TheatreHD — о «Парижских сезонах»

Театр в кино: куратор музыкальных проектов TheatreHD — о «Парижских сезонах»

Весь июнь в московских кинотеатрах показывают постановки Парижской национальной оперы. Это заслуга проекта TheatreHD, объединившего зарубежные постановки в музыкальный фестиваль под романтичным названием «Парижские сезоны». Показывают «Парк» Анжелена Прельжокажа, оперу «Борис Годунов» в постановке Иво ван Хове и балет Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери». Мы поговорили с куратором музыкальных проектов TheatreHD Майей Фарафоновой и узнали, не скажется ли непривычный формат на остроте восприятия, почему Прельжокажа так любят русские и во что одевал актеров Ив Сен-Лоран.

Театр в кино: куратор музыкальных проектов TheatreHD — о «Парижских сезонах»
Майя Фарафонова
куратор музыкальных проектов TheatreHD

Из Парижа с любовью

Театр в кино: куратор музыкальных проектов TheatreHD — о «Парижских сезонах»

«Собор Парижской Богоматери»/moscow.theatrehd.com

Проект TheatreHD существует уже почти десять лет. За это время мы познакомили зрителей в более чем 70 городах России с огромным количеством спектаклей, исполнителей, театров мира. Сейчас настала очередь великого музыкального театра — Парижской национальной оперы. Мы просто не могли пренебречь такой возможностью! У Парижской оперы был непростой период. Еще до карантина театр долго пустовал. У него был огромный перерыв в работе, и то, что спектакли вернулись к зрителям, — огромная радость. Мы представляем в рамках фестиваля три спектакля — два балета и одну оперу. Оба балета, «Парк» и «Собор Парижской Богоматери», сняты для кинотеатров пару месяцев назад при пустом зрительном зале, «Борис Годунов» — также совсем недавняя работа. Для нас большая радость и честь — иметь возможность показать эти работы в кино, открыть двери в Парижскую оперу для наших зрителей в самых разных уголках страны.


Зачем нужен театр в кино

Этому жанру уже больше десяти лет. И это если брать официальную точку отсчета. На самом деле у показов театральных постановок на экранах кинотеатров давняя история, и история эта вполне успешная. Театр в кино не претендует на то, чтобы заменить собой живой театр — это невозможно и не нужно. Задачи этого жанра в целом и нашего проекта TheatreHD в частности — популяризация театра, предоставление возможности смотреть лучшее, не покидая родного города, возможности быть в курсе современных театральных трендов.


Плюсы и минусы постановок на экранах

Плюсы очевидны. Театр в кино дает доступ к актуальному искусству за, как правило, не сопоставимую с классическим театром цену (для театров других стран прибавьте стоимость поездки). Такая картинка, как на экране, недоступна даже зрителям первого ряда, не говоря уже о галерке.

Среди минусов, вероятно, нужно назвать тот факт, что зрители не сами выбирают ракурс обзора, а должны довериться выбору режиссера съемки. Но, учитывая уровень подготовки к подобным трансляциям, профессионализм команд и их сотрудничество с авторами спектаклей, минус этот весьма условный. Что касается остроты восприятия, то у каждого зрителя она своя, и вряд ли она напрямую связана с тем способом, которым зритель встречается со спектаклем. На наших показах часто звучат аплодисменты. Это напоминает: когда на экране настоящее искусство, граница между экраном и залом исчезает сама собой.


Вечно актуальный «Парк» Анжелена Прельжокажа

Театр в кино: куратор музыкальных проектов TheatreHD — о «Парижских сезонах»

«Парк»/moscow.theatrehd.com

«Парк» — история вне времени. Музыка Моцарта, отношения между мужчиной и женщиной, искусство флирта и соблазнения, путь по карте страны Нежности — придуманному мадам де Скюдери аллегорическому маршруту развития чувств. «Парк» — удивительный пример синтеза классики и модерна, их комфортного сосуществования, настоящая, живая связь веков. Спустя 27 лет после появления балета на свет можно уверенно сказать: спектакль жив и отзывается, потому что это настоящее произведение искусства.


Почему Прельжокажа так любят в России

Танец — история интернациональная. У людей отзывается то, что талантливо, и не важно, откуда родом автор. Тем более что Прельжокаж, родившийся во Франции в семье албанцев, выходцев из Черногории, — человек мира. Работы Прельжокажа часто провокационные, непривычные пластически, но всегда умные и осмысленные. А наш зритель ценит умный театр.


Авторский подход Иво ван Хове к известной русской опере

Театр в кино: куратор музыкальных проектов TheatreHD — о «Парижских сезонах»

«Борис Годунов»/moscow.theatrehd.com

«Борис Годунов» — первый опыт сотрудничества ван Хове и Парижской оперы. Но театральному режиссеру далеко не впервые ставить оперу. Все работы ван Хове очень кинематографичны и всегда очень остро отзываются здесь и сейчас. Размышление Мусоргского на тему одиночества у власти, драма, где истинным героем является страдающий русский народ, — все это в руках ван Хове тоже обрело современное и универсальное звучание. В каждой стране зрители находят в опере созвучные темы современной политики. Подробнее рассказывать не будем, это нужно видеть и слышать, тем более что в титульной партии — грандиозный Ильдар Абдразаков.


Почему костюмы для «Собора Парижской Богоматери» делал Ив Сен-Лоран

Театр в кино: куратор музыкальных проектов TheatreHD — о «Парижских сезонах»

«Собор Парижской Богоматери»/moscow.theatrehd.com

Это не случайность. Ив Сен-Лоран много, плодотворно и с огромной любовью работал с театром. Его иногда называют самым театральным из всех парижских модельеров. В своих воспоминаниях он рассказывал о том, что его карьера модельера, можно сказать, именно с театра и началась: в 14 лет Ив создал собственный кукольный театр, для которого разработал декорации и костюмы. Такая любовь не проходит никогда. Сен-Лоран работал со всеми парижскими знаменитыми театрами, но с Пети их связывала и многолетняя дружба. Первая их совместная работа датируется 1952 годом, к «Собору…», который появился на свет в 1965 году, они были уже верными соратниками.

Ив Сен-Лоран одел артистов в трико и короткие платья-трапеции почти невыносимо ярких цветов — эта цветовая какофония олицетворяла роскошные витражи Нотр-Дама. Заодно модельер задал и новую балетную моду. Часть мировой славы «Собора Парижской Богоматери» по праву принадлежит и Иву Сен-Лорану. Кстати, рассматривать костюмы на большом экране — отдельное удовольствие. Это верно и для «Парка», для которого костюмы галантной эпохи делал кутюрье Эрве Пьер.

Фестиваль «Парижские сезоны» в кинотеатрах проекта TheatreHD весь июнь. Уточнить расписание и купить билеты можно на сайте.

Фото: «Борис Годунов»/moscow.theatrehd.com

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости