Кинокритик Зинаида Пронченко — о шансах Серебренникова и Озона на Каннском фестивале

Кинокритик Зинаида Пронченко — о шансах Серебренникова и Озона на Каннском фестивале

В «The City. Говорим» кинокритик Зинаида Пронченко поделилась своими прогнозами относительно конкурсантов Каннского кинофестиваля (кто точно не получит ветвь, а у кого есть вполне реальные шансы), а также назвала рецепт идеального фильма.

Критики в предвкушении

Видео: UGC Distribution/YouTube

Каннский фестиваль начнется ударным аккордом с нового фильма Леоса Каракса «Аннетт». Главные роли в этом мюзикле исполняют Марион Котийяр и Адам Драйвер. Музыку к нему написала легендарная группа Sparks. Еще я жду фильмы французской команды: Бруно Дюмона, Жака Одиара, Арно Деплешена, новую работу Франсуа Озона с Софи Марсо в главной роли. Отчасти жду и русский десант: фильмы Киры Коваленко, Алексея Германа — младшего, Кирилла Серебренникова.

Кто не получит главный приз

В случае Каннского фестиваля делать любые прогнозы абсолютно бессмысленно. Это непредсказуемое культурное событие. Но я совершенно точно уверена, что моему приятелю Франсуа Озону никаких призов не дадут. Его не любят французские кинематографические элиты, французская пресса. Он считается каким-то слишком попсовым режиссером, который периодически попадает в основной конкурс Канн, потому что французы там нужны. Он первоклассный стилист, но не про какие-то высокие смыслы, актуальные повестки, политику. Его фильм — это история траура, сугубо интимное кино.

Русские идут

Видео: The Gourmand/YouTube

В основном конкурсе из российских режиссеров только Серебренников. У него хорошие шансы — не на главную ветку, конечно, но взять что-то за режиссуру. Еще ходят слухи, что Юра Борисов что-то получит, потому что у него два фильма. Говорят, что он может взять приз за лучшую мужскую роль, хотя я в это не верю при всей симпатии к нему. Он снялся в главной роли в финском фильме «Купе номер 6», который продюсировал Сергей Сельянов. В нем Юра играет шахтера-алкоголика. Это классика о русской безысходности. Но если вы посмотрите трейлер, то поймете, что фильм довольно вдохновляющий.

Тренд на российское кино: совпадение?

Видео: Screen International/YouTube

В Каннах в этом году три российских полнометражных фильма и одна короткометражка. Но никакой моды на российское кино нет. Каждого участника можно объяснить: Серебренников уже завсегдатай Канн, у него есть некая политическая подоплека — он какое-то время находился под домашним арестом и до сих пор невыездной, а это всегда скандал. Его фильм называется «Петровы в гриппе», а у нас сейчас все в ковиде. Алексей Герман — младший снял фильм по Серебренникову — он про домашний арест. Тут тоже прослеживаются определенные параллели. Ну а фильм Киры Коваленко, который я уже видела в Москве, — это феминизм, эмансипация, малая народность.

Почему Канны так важны

Канны — это как Парижская неделя моды. Они задают тренды на весь будущий сезон.

Политическая повестка в искусстве

Канны не отстают от мира, который в последнее время набрал какую-то бешеную скорость в плане социокультурных изменений. Понятно, что есть женская повестка начиная с 2017–2018 года. Хотя всегда снимали кино о женщинах с трудной судьбой. Сейчас существуют квоты, комитет делит 50 на 50, чтобы женщин было столько же, сколько и мужчин, в конкурсе, в жюри. Конечно, обращают внимание на тему классовой борьбы. Так, два года назад во Франции был пик борьбы с «желтыми жилетами», потом Black Lives Matter в США. Один из членов жюри — режиссер Спайк Ли. Это тоже довольно символично. Но политика в искусстве не равняется плохому. Люди просто снимают фильмы о том, чем живет сейчас общество.

Кино с особым смыслом

Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» очень фестивальный. Он от этого не становится хуже, просто кино интересно фестивалям. Возможно, никому больше этот фильм не будет интересен, потому что общество, в том числе в России (откуда фильм приехал), не доросло морально до осознания повестки и желания переломить ситуацию. Поэтому хорошо, что Канны берут такие фильмы и промоутируют их.

Из онлайна снова в офлайн

В Каннах собирается сугубо профессиональная тусовка. Это как Олимпийские игры в Токио: в конце концов они все равно пройдут, только без международной прессы и без болельщиков. Так и здесь: необходимо, чтобы все эти люди собрались, состоялся полноценно кинорынок, который является важнейшей частью Каннского фестиваля. Все фильмы, которые выходят в прокат, отобраны еще в прошлом году, они ждали полтора года, чтобы обязательно быть показанными в Каннах, потому что это меняет судьбу фильма. Этот фестиваль не мог не произойти второй год подряд, тогда просто все бы рухнуло.

Плохое или хорошее кино

Видео: Central Partnership/YouTube

Я критик и не могу не смотреть российское кино. Я смотрю crème de la crème с «Кинотавра», к примеру, потому что это уже определенный отбор. Но с прошлого «Кинотавра» написала единственный текст про фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?». Для меня это был принципиальный вопрос — объяснить создателям этого фильма, почему так делать не надо. Это часть моей профессии, я как санитар леса.

Чувственная профессия

Профессия кинокритика — это абсолютно субъективная деятельность. Я не претендую на объективность. Это всего лишь мнение Зинаиды Пронченко. Я не руководствуюсь никакими графиками, статистиками, цифрами проката. Просто говорю «да» или «нет».

Идеальный фильм

Нет рецепта идеального кино, но два компонента важны. Во-первых, главное — попасть в нерв времени. А во-вторых, извините за банальность, важен богатый внутренний мир человека, который снимает это кино и дарит нам свою вселенную.

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

06 июля, 2021

Новости