В «The City. Говорим» кинокритик Зинаида Пронченко поделилась своими прогнозами относительно конкурсантов Каннского кинофестиваля (кто точно не получит ветвь, а у кого есть вполне реальные шансы), а также назвала рецепт идеального фильма.
Каннский фестиваль начнется ударным аккордом с нового фильма Леоса Каракса «Аннетт». Главные роли в этом мюзикле исполняют Марион Котийяр и Адам Драйвер. Музыку к нему написала легендарная группа Sparks. Еще я жду фильмы французской команды: Бруно Дюмона, Жака Одиара, Арно Деплешена, новую работу Франсуа Озона с Софи Марсо в главной роли. Отчасти жду и русский десант: фильмы Киры Коваленко, Алексея Германа — младшего, Кирилла Серебренникова.
В случае Каннского фестиваля делать любые прогнозы абсолютно бессмысленно. Это непредсказуемое культурное событие. Но я совершенно точно уверена, что моему приятелю Франсуа Озону никаких призов не дадут. Его не любят французские кинематографические элиты, французская пресса. Он считается каким-то слишком попсовым режиссером, который периодически попадает в основной конкурс Канн, потому что французы там нужны. Он первоклассный стилист, но не про какие-то высокие смыслы, актуальные повестки, политику. Его фильм — это история траура, сугубо интимное кино.
В основном конкурсе из российских режиссеров только Серебренников. У него хорошие шансы — не на главную ветку, конечно, но взять что-то за режиссуру. Еще ходят слухи, что Юра Борисов что-то получит, потому что у него два фильма. Говорят, что он может взять приз за лучшую мужскую роль, хотя я в это не верю при всей симпатии к нему. Он снялся в главной роли в финском фильме «Купе номер 6», который продюсировал Сергей Сельянов. В нем Юра играет шахтера-алкоголика. Это классика о русской безысходности. Но если вы посмотрите трейлер, то поймете, что фильм довольно вдохновляющий.
В Каннах в этом году три российских полнометражных фильма и одна короткометражка. Но никакой моды на российское кино нет. Каждого участника можно объяснить: Серебренников уже завсегдатай Канн, у него есть некая политическая подоплека — он какое-то время находился под домашним арестом и до сих пор невыездной, а это всегда скандал. Его фильм называется «Петровы в гриппе», а у нас сейчас все в ковиде. Алексей Герман — младший снял фильм по Серебренникову — он про домашний арест. Тут тоже прослеживаются определенные параллели. Ну а фильм Киры Коваленко, который я уже видела в Москве, — это феминизм, эмансипация, малая народность.
Канны — это как Парижская неделя моды. Они задают тренды на весь будущий сезон.
Канны не отстают от мира, который в последнее время набрал какую-то бешеную скорость в плане социокультурных изменений. Понятно, что есть женская повестка начиная с 2017–2018 года. Хотя всегда снимали кино о женщинах с трудной судьбой. Сейчас существуют квоты, комитет делит 50 на 50, чтобы женщин было столько же, сколько и мужчин, в конкурсе, в жюри. Конечно, обращают внимание на тему классовой борьбы. Так, два года назад во Франции был пик борьбы с «желтыми жилетами», потом Black Lives Matter в США. Один из членов жюри — режиссер Спайк Ли. Это тоже довольно символично. Но политика в искусстве не равняется плохому. Люди просто снимают фильмы о том, чем живет сейчас общество.
Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» очень фестивальный. Он от этого не становится хуже, просто кино интересно фестивалям. Возможно, никому больше этот фильм не будет интересен, потому что общество, в том числе в России (откуда фильм приехал), не доросло морально до осознания повестки и желания переломить ситуацию. Поэтому хорошо, что Канны берут такие фильмы и промоутируют их.
В Каннах собирается сугубо профессиональная тусовка. Это как Олимпийские игры в Токио: в конце концов они все равно пройдут, только без международной прессы и без болельщиков. Так и здесь: необходимо, чтобы все эти люди собрались, состоялся полноценно кинорынок, который является важнейшей частью Каннского фестиваля. Все фильмы, которые выходят в прокат, отобраны еще в прошлом году, они ждали полтора года, чтобы обязательно быть показанными в Каннах, потому что это меняет судьбу фильма. Этот фестиваль не мог не произойти второй год подряд, тогда просто все бы рухнуло.
Я критик и не могу не смотреть российское кино. Я смотрю crème de la crème с «Кинотавра», к примеру, потому что это уже определенный отбор. Но с прошлого «Кинотавра» написала единственный текст про фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?». Для меня это был принципиальный вопрос — объяснить создателям этого фильма, почему так делать не надо. Это часть моей профессии, я как санитар леса.
Профессия кинокритика — это абсолютно субъективная деятельность. Я не претендую на объективность. Это всего лишь мнение Зинаиды Пронченко. Я не руководствуюсь никакими графиками, статистиками, цифрами проката. Просто говорю «да» или «нет».
Нет рецепта идеального кино, но два компонента важны. Во-первых, главное — попасть в нерв времени. А во-вторых, извините за банальность, важен богатый внутренний мир человека, который снимает это кино и дарит нам свою вселенную.
06 июля, 2021