В «The City. Говорим» музыкальный обозреватель Борис Барабанов рассказал о феномене Билли Айлиш, ожидаемом альбоме Канье Уэста и будущем Моргенштерна*.
Билли не ходила в школу, ей родители разрешали вместе с братом учиться дома. У них были довольно свободные нравы, в плане того, что если хотите заниматься музыкой, то занимайтесь. Таких девочек много и почему выстрелила она — большой вопрос.
Сейчас Билли Айлиш уже не феномен. Есть Оливия Родриго, которую все слушают. Думаю, что по итогам года Билли ей проиграет. Их сейчас все сравнивают. У них много общего: возраст, быстрый взлет. Но у Оливии сейчас лучше показатели.
Принадлежность Билли к популярной сейчас инди-музыке с успехом заменяет некая искренняя интонация девочки, которую ты знаешь лично. Эмоция, которая тебе близка. Но эта искренность соответствует канонам коммерции. Одно другому не противоречит. Группа Nirvana — это очень искренняя музыка, но это коммерческий феномен.
В проекте Билли Айлиш есть расчет, потому что ее альбомами занимается компания Interscope Records, а эта компания не ошибается. Еще со времен Guns N' Roses и «Тату». Но все равно весь этот бизнес рискованный. Артист, в которого сложено очень много денег — может не выстрелить. Точно также может выстрелить тот, на кого ты не делаешь ставку. Но все-таки в таких компаниях работают продюсеры, которые все делают правильно и риск ошибиться минимален.
Все ждут, как будет звучать альбом Канье Уэста. Мне наплевать, но я думаю, что это не будет гангста-рэп, тупой прямолинейный речитатив. Скорей всего, это будет попытка извернуться и всем угодить. Он и ведет сейчас себя странно. Но если взять молодых исполнителей, то для них это было бы нормально: он должен делать что-то, что никто не понимает и выглядеть так, чтобы всем не нравилось. И все ждут, что Канье Уэст должен сделать что-то такое, что мы сразу узнаем, идентифицируем и скажем: «А, ну это старик Канье выдал».
Скажу коротко: все творческие люди рехнулись. По определению они сумасшедшие, больные.
Музыка в нашей стране очень разнообразна. Есть какие-то части, которые развиваются и там зарабатывают деньги. А есть сегменты, которые не так хорошо себя чувствуют. Но площадок, где ее можно показывать людям — достаточно много. Все зависит только от активности авторов и издателей.
Моргенштерн* классный парень. Не в плане его личных качеств, а как явление. Пройдет год-два и это будет новый Шнур. А пройдет еще 10 лет и это будет кандидат в депутаты от партии «Новое слово» или «Новый кадиллак». Он идет тем же путем, что и все его предшественники — большие поп-артисты.
О музыке в России все говорят. Даже если взять последнее скандальное мероприятие — премию МУЗ-ТВ — она стала предметом обсуждения. Что бы там не происходило — это музыкальное событие. Моргенштерн* там не только скандалил, но и выступал с живой группой, были барабаны, музыканты. И это было не идеально и не гармонично, но очень живо. Конечно, играют не Моцарта, но музыку не смогут заменить ни блогеры, ни игры, ни YouTube. Эта форма искусства, которая объединяет людей, заставляет их переживать.
Много было сообщений, что на Каннском фестивале показали 500 русских фильмов, 10 получили достойный награды. Но я уверен, что ни один фильм, который хоть что-то получил в Каннах — никто не будет обсуждать в троллейбусах и чатах. А музло будут обсуждать.
Новый альбом Земфиры* вышел в этом году. И как бы ее не критиковали разные люди, но все равно к ней прислушиваются и ее коллеги-музыканты. Они слушают, что она делает, где и как.
Эфир The City от 18 августа
*Признан Минюстом РФ иноагентом.
20 августа, 2021