Четыре самых ожидаемых фильма на русском языке

Несмотря на то, что ММКФ уже завершился, фильм-победитель казахстанского режиссера Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» продолжают обсуждать. Кинокритик Егор Москвитин – о русскоязычных картинах из программы фестиваля, выхода которых стоит ждать.

«Тренинг личностного роста» (Казахстан)

Фото: ММКФ

Главный приз фестиваля – Золотой Святой Георгий – достался русскоязычной картине из Казахстана. «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова, впрочем, история вовсе не про Казахстан: получая награду, режиссер сказал, что не ощущает разницы между нашими странами. А роман «Кирпичи», лежащий в основе картины, был популярен именно что в Рунете. Десять лет назад эта любительская, но полная жизненной энергии книга гуляла по Сети как руководство для мужчин по обретению веры в себя. Эдакий «Бойцовский клуб» на русском языке: брутальная сказка о неудачнике, который превращается из тихони в воина, но не становится хищником – а лишь добивается того, на что имеет право.

В фильме герой идет чуточку дальше и принимает вызовы посерьезнее, чем отказ от выпивки и бег по утрам. Действие переносится из России в Казахстан, а к бытовой драме добавляются элементы корпоративного триллера. Банк, где работает герой, вот-вот будет поглощен более сильной и хищной структурой. Казалось бы, мелкий клерк, которого все презирают, должен стать первой жертвой этого слияния. Но встреча с могущественным однокурсником – чуть ли не казахским Тайлером Дерденом из «Бойцовского клуба» – открывает для маленького человека большие возможности. Вопрос лишь в том, хватит ли ему воли и жестокости ими воспользоваться или интеллигентное воспитание не позволит трусу вскарабкаться вверх по пищевой цепи.

Как и книга, фильм точно знает, чего боится и о чем мечтает его аудитория. И пользуется этим знанием, как заклинатель змей своей дудкой. Но если «Кирпичи» не могли похвастаться выразительной художественной формой, то «Тренинг личностного роста» – это уже мастерски снятый, впечатляющий своим хладнокровием триллер.


«Надо мною солнце не садится» (Россия, Республика Саха)

Фото: ММКФ

Год назад якутский фильм «Царь-птица» взял на ММКФ главный приз, так что награждать республиканское кино второй раз подряд было бы не с руки – но на помощь пришло народное голосование. Приз зрительских симпатий на этом фестивале вновь достался якутам – режиссерскому дебюту Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится». И это действительно абсолютно зрительское кино – мудрое, но простодушное; печальное, но легкое; призывающее плакать, но и жизнеутверждающее в тот же момент.

Если не знать про литературные корни сюжета, может показаться, что это ремейк картины «Как я провел этим летом». Юный городской лоботряс едет на край земли и оказывается на диком острове, где больше нет ни души, если не считать таинственного старика. Но там, где Алексей Попогребский описывал трагедию разорванных связей между поколениями, Любовь Борисова, наоборот, видит возможность для диалога. И вот уже юнец делится со стариком жизненной энергией, а тот объясняет бездельнику ценность времени. А фильм тем временем превращается в трагикомедию в духе «Достучаться до небес», «Пока не сыграл в ящик», «Неприкасаемых» (французских) и «Запаха женщины» – но снятую не по-голливудски, а на одним якутам подвластном киноязыке. Его можно сравнить с киноязыком раннего Эмира Кустурицы, но и эта аналогия будет далека от правды. Это надо увидеть.


«Эпидемия» (Россия)

Фото: ММКФ

Новый режиссерский проект Павла Костомарова, больше известного своими операторским работами и документальными лентами, среди которых – уже культовый «Срок». Вообще-то «Эпидемия» будет полноценным сериалом, пилот которого показывали на недавнем телефестивале в Каннах. Но вслед за «Гоголем» канал ТНТ намерен выпустить в широкий прокат киноверсию этой истории. И ясно почему: «Эпидемия» – энергичный и нервный фильм-катастрофа, бьющий в самую больную точку любого относительного благополучного общества. А именно в страх перед концом света и разрушением социальных иерархий.

Москву поражает чума, превращающая людей в зомби. Но ходячих мертвецов пока что не видно – зато на улицы выползают давно ждавшие шанса силы тьмы: от решившихся наконец взять свое гопников с битами до хорошо вооруженных банд хладнокровных убийц. В попытке спастись от сограждан две с половиной семьи прыгают в машины и едут на север. В ролях – Виктория Исакова и Марьяна Спивак, Кирилл Кяро и Александр Робак, юная Виктория Агалакова и опытный Юрий Кузнецов.

Как и в недавних голливудских фильмах на ту же тему – «Тихом месте», «Птичьем коробе» и «Молчании» – конец света в «Эпидемии» оказывается лишь поводом для семейной трагедии и социальной драмы. И российская лента даже не проигрывает западным историям по качеству съемки. Но увы, большая драматургическая ошибка, на наш взгляд, совершается в самом конце фильма. Не читайте дальше, если боитесь спойлеров, но имейте в виду: несмотря на то, что монтаж киноверсии сильно отличается от телевизионной, театральная «Эпидемия» не рассказывает историю героев целиком. Вместо этого она напоминает хорошо спрессованную треть телесезона. После которой вдруг появляется черный экран, сухо и деловито пересказывающий оставшуюся часть сюжета. Так что как фильм «Эпидемия» со зрителем честен не до конца. Но как сериал – это очередной успех нашего ТВ.


«Воскресенье» (Россия)

Фото: ММКФ

Страшный фильм Светланы Проскуриной, напоминающий разом и «Мишень» Александра Зельдовича (антиутопию по сорокинскому сценарию), и «Кроткую» Сергея Лозницы – но Проскурина, в отличие от Лозницы, сообщает жестокую правду с состраданием и создает куда более сложную картину мира. Ее «Воскресенье» – социальный очерк, написанный как психологический триллер.

Герой (он же антигерой) – провинциальный чиновник, получивший записку с угрозой расправы. Но смотрит он на нее глазами бюрократа, столкнувшегося с очередной канцелярской бумажкой. Его жизнь продолжает идти своим чередом: здесь он дает взятки, там пытается сделать что-то хорошее; здесь ругается с населением, там – с подчиненными; здесь устало врет любовнице, там уклоняется от разговора с больной матерью. Она (блестящая роль Веры Алентовой) прикована к постели и постепенно забывает саму себя. То же самое, по версии фильма, происходит со всей страной. Соглашаться с этим выводом страшно – но и спорить трудно.

Егор Москвитин

06 мая