В «The City. Говорим» автор Telegram-канала про IT Григорий Бакунов рассказал, как он относится к ситуации с падением Facebook, Instagram и WhatsApp, сколько программистам надо времени, чтобы все стабильно работало, и возможна ли современная реальность без интернета.
Это очень интересное наблюдение. Я как-то был на месте самого большого водопада — Ниагарского. Так вот там с огромной высоты падают огромные толщи воды. И тебе ничего другого не остается, кроме как наблюдать за этим. Вот ровно такое же ощущение — падение чего-то великого происходит прямо на наших глазах. Многие мои знакомые, когда увидели, что у них не открывается Facebook, сразу захотели написать в Facebook и задать вопрос: «А правда ли Facebook не работает?» За этим было довольно забавно наблюдать. Кстати, по этой же причине упал и Twitter — народ ринулся именно туда с вопросом «Что случилось с Facebook?». Twitter, конечно, не ожидал такого приятного наплыва пользователей и тоже сломался.
Проблема не в самой социальной сети, потому что, когда она отключается, все, что мы теряем, — это связь с нашими друзьями, и то не самыми близкими. Но Facebook — это куда больше, чем просто средство связи. Например, большое количество сайтов для входа использует Facebook. И вот эти сервисы перестали бы для вас работать, то есть вы просто не смогли бы туда зайти. Вот это была бы самая большая проблема, а в остальном сутки-двое мы бы как-то пережили. Это бы сильно сказалось на самих компаниях, а пользователи просто перешли бы в другой мессенджер. Главный центр информации о других пользователях — это наша адресная книга. И вот если бы с ней что-то случилось, это стало бы реальной проблемой, потому что телефоны никто не запоминает.
Экономика зависит от крупных IT-компаний — они являются драйверами ее роста во многих странах. И конечно, когда IT-компания прекращает свою работу, можно посчитать, на сколько упала оценка экономики США после этого пятичасового падения. Таких примеров очень много. И это же не первое и не последнее крупное падение IT-компаний. Дело в том, что IT — это современная огромная индустрия, с которой человечество раньше не очень сталкивалось. Ошибка и возможность ошибки — неотъемлемая часть современного IT-процесса. Многие сервисы работают с ошибками и в какой-то момент отключаются, и представьте себе, если бы такое отключение произошло не с Facebook, а, например, с метро. Вот это был бы настоящий коллапс.
Современный интернет построен на тех принципах, которые были созданы когда-то в DARPA (военное ведомство США. — Прим. ред.) еще 40–50 лет назад. И никто тогда не думал, что строит глобальную мировую сеть. Думали, что строят систему связи и передачи данных между научным и военным подразделениями. Считалось, что это область, где все доверяют друг другу.
Конечно, чисто теоретически мы можем представить себе такую ситуацию, при которой происходит полный коллапс и обрушение большей части Сети. Не как сейчас это произошло, когда 3–5 % Сети пострадало, а обрушение полностью всей Сети. Ну, на восстановление крупным компаниям понадобились бы сотни или тысячи часов, но в конце концов все бы заработало. Как мы будем жить без этого — вот это большой вопрос.
Помните, в центре Москвы раньше неожиданно отключалась GPS-навигация, и среди горожан тогда началась паника. Водители не понимали, где им забрать пассажиров, люди не понимали, куда им ехать, потому что у них больше нет навигации, поступала информация о том, как перемещаются трамваи и автобусы в центре и так далее. Тогда тоже казалось, что мы очень зависим от новых технологий. И конечно, современный интернет — это очень важная вещь, которая сегодня доступна абсолютно всем. Он так же важен, как электричество или водоснабжение.
У нас, программистов, есть такая поговорка: «Если бы архитекторы строили дома так, как программисты пишут свои системы, то первый же залетевший в город дятел разрушил бы всю цивилизацию». Это очень точное замечание, но есть важная причина, почему так происходит. Дело в том, что дома мы строим веками, мосты — тысячелетиями. Мы многое знаем о материалах, у нас четко описаны все технологические процессы строительства. А с программированием не так. Для нас это очень тонкая и совершенно новая материя, в которой много ошибок, многое делается методом случайного блуждания, и, конечно, иногда это приводит вот к таким результатам. И вообще не надо забывать, что если мы говорим о кибернетике, то ей меньше 50 лет. Мы же в самом начале пути. Какие-то 500–600 лет — и у нас будет все стабильно.
На самом деле ничего не утекло. В даркнете действительно лежит непонятный архив, точнее, странички пользователей, которые публично доступны. То есть если у вас есть страничка в Facebook, то, скорее всего, она просто скачана в даркнет и там лежит. В ней нет никакой секретной информации — только та публичная, которую вы о себе разместили. Но она тоже интересная. По ней можно узнать какие-то социологические данные: сколько мужчин и женщин зарегистрировано в Facebook, например.
Эфир The City от 5 октября
06 октября, 2021