«Время монстров», «Жертвоприношение» и другие премьеры первой майской недели

В праздничном прокате – фильмы на любой вкус. Дуэль одичалого воина и короля ночи, отреставрированный Тарковский на шведском, документальная летопись супергероев, бездыханная история подростковой любви, режиссерский дебют Капитана Марвел. Кинокритик Егор Москвитин – о премьерах праздничной недели.

«Время монстров»

Фото: Кинопоиск

Представьте фильм «Хищник», действие которого происходит в Средние века, и не в джунглях, а в ледяном лесу, как в «Выжившем» с Ди Каприо. И чтобы у чудовища и у героя были клыки и мечи вместо лазерных пушек и авиационных пулеметов. Получится «Время монстров» – удивительный фэнтези–хоррор, каких не снимали ровно 20 лет – с тех пор, как вышел и с треском провалился в прокате прекраснейший «13-й воин» с Антонио Бандерасом и Омаром Шарифом. Но история повторяется, «Игра престолов» возвращает Средневековью коммерческий потенциал, а ремейки классических фильмов ужасов (взять хотя бы «Суспирию») рождаются один за другим. Так что «Время монстров» появилось вовремя: монстров мы опять обожаем.

Главный герой – воин-отшельник, чью дочь убил лесной дух. Месть займет у викинга всего 72 минуты – и это смешной хронометраж про меркам «Мстителей» из соседнего кинозала. Зато за этот час с хвостиком «Время монстров» успеет очаровать всех поклонников мрачного фэнтези и старомодных боевиков категории «Б». Потому что кроме звонких битв на мечах, отчаянной борьбы за огонь и невероятно красивых натурных съемок здесь есть редкий для жанра психологизм. Норвежский актер Кристофер Рай играет безумие потерявшего ребенка отца и звериную ярость идущего на смерть викинга так, как будто это его личный «Выживший». Вот бы у этого скандинава теперь сложилась карьера в Голливуде.


«В метре друг от друга»

Фото: Кинопоиск

Экранизация очередного подросткового романа об обреченной любви, да еще и снятая кинодепартаментом телеканала CBS. Но получилось не постыдное мыло, а на удивление качественная мелодрама. Во-первых, ее симпатичным героям невозможно не сопереживать. И девушка, и парень страдают от легочного фиброза, так что даже оказавшись в одной больнице, они вынуждены общаться на расстоянии. Во-вторых, молодые актеры Хейли Лу Ричардсон и Коул Спроус сосуществуют на экране на редкость естественно, за их карьерами тут же хочется начать следить. В-третьих, концовка фильма наверняка ошарашит даже зрителей, хорошо знакомых с законами жанра. Ну а в-четвертых, главная находка сюжета – то, что герои не могут прикоснуться друг к другу – тут же превращает подростковую мелодраму в рыцарскую трагедию вроде «Тристана и Изольды». И что-то в этом есть.


«Супергерои»

Фото: IMDb

Еще неделю назад новым «Мстителям» прочили мировые сборы в первый уикенд в районе 900 миллионов долларов, что стало бы настоящим прорывом для франшизы. А они взяли и заработали еще больше – 1,2 миллиарда. Установив тем самым абсолютные рекорды и в а Америке, и в Китае, и в России, где только в ночь на понедельник один-единственный фильм собрал больше денег, чем все конкуренты вместе взятые за выходные. Теперь уже почти все аналитики уверены, что «Финал» закончит прокат, подойдя вплотную к астрономическим сборам «Аватара» (почти 2,8 млрд), а может быть и превзойдя их. Неудивительно, что одновременно с художественным блокбастером в кинотеатрах появился документальный.

Почти двухчасовые «Супергерои» – это и вдохновенная история о том, как Голливуд увидел в комиксах коммерческий потенциал, и впечатляющий разбор причин, позволивших графическим романам добиться такого успеха. Причем речь в фильме идет не только о всем известных истинах вроде той, что истории в картинках стали социальным клеем, собравшим воедино общество полуграмотных иммигрантов со всего мира. Вот уж нет: призывая в качестве экспертов мыслителей масштаба Стэна Ли, документальные «Супергерои» добывают для зрителя по-настоящему эксклюзивные мнения. Этот фильм – настоящий кладезь знаний для фанатов жанра. Но как бы кто-то из них не обиделся: DC и Marvel тут представлены на экране не очень-то пропорционально.


«Жертвоприношение»

Фото: Кинопоиск

Последний (уже шведский, а не советский) фильм Андрея Тарковского, снятый без русских актеров, но в память о них – например, об Анатолии Солоницыне, именем которого назван один из самых пытливых героев. Отголоски этой истории, придуманной братьями Стругацкими и как всегда безжалостно отредактированной режиссером, сегодня можно услышать и в авторском, и в массовом кино. Будь то «Меланхолия» Ларса фон Триера или бессчетные апокалиптические драмы о семье, спасающейся от неведомой чумы. Герои Тарковского собираются в доме на острове, чтобы отметить день рождения. Но узнают, что празднуют конец света: по телевизору объявили о начале ядерной войны. Но что, если с Богом можно договориться и, принеся в жертву самое сокровенное, сохранить мир?

Фильм выходит в прокат на шведском языке, но с русскими субтитрами. Это отреставрированная копия, представленная Шведским Институтом кино. Для скандинавской страны картина так же важна, как и для нас. Ведь после того, как Ингмар Бергман снял в 1982–м драму «Фанни и Александр» и ушел из большого кино, Тарковский собрал вокруг себя его команду – фактически, учеников – и снял «Жертвоприношение» с ними.


«Магазин единорогов» (Netflix)

Фото: Кинопоиск

Пяти достойных новых фильмов в прокате уже которую неделю подряд не найти, поэтому вновь позовем вас на Netflix. Там в апреле открылся «Магазин единорогов» – странный и несовершенный, но симпатичный режиссерский дебют актрисы Бри Ларсон. Она сняла его еще в 27 лет, но картина проделала тернистый путь от премьеры на фестивале в Торонто до места под солнцем главного онлайн-кинотеатра мира. За это время Ларсон успела стать Капитаном Марвел и благодаря «Оскару» за роль в «Комнате» превратилась во влиятельную гражданскую активистку. Сегодня актриса отстаивает права женщин не только в киноиндустрии, но и в киножурналистике и борется за честную репрезентацию меньшинств на экране и на съемочной площадке. Все это важно держать в уме, потому что и режиссерский дебют Ларсон оказался своего рода программным заявлением.

Это сказочное и милое, но в то же время убедительное и отчаянное кино про главный страх тридцатилетних – страх никогда не повзрослеть, попусту растратив лучшие годы. Героиня поначалу упивается своим инфантилизмом, но затем приходит в ужас – и с огромным трудом реализует свои мечты. Со стороны кажется, что это такой «Бойцовский клуб» для девочек – история про фантазерку, которая не может найти себе место, пока не забредет в магазин единорогов, невидимый для остальных. Но на самом деле это интересная драма о взрослении, рассказанная не мудрым взрослым, а человеком изнутри – изобретательной, но не уверенной в себе постановщицей, переживающей то же самое, что и ее героиня. В главной роли – она же. Всем неприкаянным тридцатилетним – смотреть. Хуже не станет.

Егор Москвитин

02 мая