В «The City. Говорим» писатель, историк, автор телеграм-канала «Парнасский пересмешник» Александр Радаев рассказал, почему создатели мемов и фильмов помешались на Средневековье и насколько хорошо мы на самом деле знаем те времена.
Никакой исторической правды не существует. Когда говорят об исторической правде, всегда имеют в виду какой-то абсолют и истину. Много было возмущений по поводу темнокожей Анны Болейн. Но при этом Аста Нильсен играла Гамлета. Гамлет разве был женщиной? Претензии в новом фильме «Последняя дуэль» были связаны сколько не с самим сюжетом, а больше с деталями амуниции. К этому можно стремиться, но это недостижимо.
Опасно рассуждение, что историческое кино становится вредным, если не следует по историческим фактам. Об этом говорить нельзя, потому что отсюда один шаг до репрессий, цензуры и различных законов, ограничивающих свободу слова и художественного выражения. Все, что мы знаем об истории — это наши представления о мыслях людей в прошлом. Чужая душа потемки, а душа человека, жившего столетие назад, еще более темные потемки.
Средневековье приходит на смену Античности. И что делает Средневековье? Средневековье Античность отрицает, ругает, говорит о том, какое было вульгарное время, языческое, грязное. На смену Средневековью приходит Новое время, которое говорит, что Средневековье было темное, мерзкое. На смену Новому времени приходит Постмодерн, который говорит, что Новое время было какое-то чопорное, странное. Каждый раз отвергается предыдущая эпоха и воспевается эпоха «до» — позапрошлая эпоха.
Говоря о Средневековье, мы всегда имеем в виду западноевропейское. В советской историографии все русское Средневековье свели к феодализму и разбирали с точки зрения идеологии. Но русское Средневековье очень яркое, со своими рыцарями, замками и сражениями.
Эстетика Средневековья в кинематографе присутствует с самого начала. Очень много снято фильмов про Ричарда «Львиное сердце» и других героев той эпохи. Средневековье начали активно изучать историки в конце XIX века и на протяжении всего XX века интерес к этому времени только увеличивался. Таким образом, Средневековье проникло в театр и в кино.
Два образа Средневековья, которые стали мемными — готическое и романтическое. Причем они соперничают между собой, но так или иначе массовая культура вертится вокруг них.
Фильм «День сурка» — это чистое Средневековье. Повторяется один и тот же день. Это обращает нас к двум моделям времени средневекового человека: линейное и циклическое. Единственный, кто может вывести из этого времени — Господь. И что мы видим в фильме: у главного героя в жизни нет любви, ничего нет. И только, когда он в своих бессмысленных ритуалах обретает человеческое лицо и любовь, то освобождается из этого порочного круга.
Эфир The City от 26 октября
27 октября, 2021