Все ждут новый фильм Ридли Скотта «Дом Gucci» об известнейшем инциденте в мире моды 1990-х годов, ведь там играют Леди Гага, Адам Драйвер, Джаред Лето, Джереми Айронс, Аль Пачино и Сальма Хайек. Картина выходит в российский прокат лишь 2 декабря, но кинокритик The City Егор Беликов умудрился считерить — уже посмотрел фильм в Таллине и теперь развеивает сомнения тех, кто испугался аляповатого трейлера. Или, наоборот, укореняет эти сомнения.
Фильм «Дом Gucci» чем-то напоминает тот самый бренд, в честь которого назван. Его будут любить и ненавидеть, но главное — вожделеть, и не так важно, что же он, собственно, собой представляет, лишь бы верный логотип напечатали. Понятно, что Gucci — это дорого и безвкусно, но продается ведь (хотя в этом смысле марка Louis Vuitton больше преуспела в монетизационной деградации). Так же и с картиной — что бы про нее ни написали, посмотреть все равно стоит.
И Ридли Скотт, классик, уже лет 40 назад обессмертивший свое имя, но продолжающий снимать (и снимать почти без промаха), хорошо понимает, чего от него ждут. Если в «Последней дуэли» он возвращается к исторической эстетике «Гладиатора» и своих дебютных «Дуэлянтов», чтобы переосмыслить ее в профеминистском ключе (и это очень смело), то в «Доме Gucci» не происходит буквально ничего, чего не стоило бы там ожидать.
Бесславный конец семьи Гуччи он демонстрирует с самого истока, когда еще трудно было предсказать столь мощный и драматичный провал. Нет, подозрительный и умирающий от неизвестной болезни Родольфо Гуччи (Джереми Айронс), сын основателя фирмы и заметный итальянский актер, с самого начала предупреждал своего уже взрослого сына Маурицио (Адам Драйвер), что не стоит ему связываться с излишне улыбчивой и недостаточно образованной Патрицией Реджани (Леди Гага), которая Пикассо от Климта в подлиннике отличить не может, но уже хочет замуж за носителя всемирно известной фамилии. Все закрутится куда быстрее, когда доярка из итальянской Хацапетовки получит доступ к телу Альдо Гуччи (Аль Пачино), брату Родольфо, превратившему отцовскую лавку по производству кожаных изделий в транснациональную корпорацию с бутиками в крупнейших мегаполисах.
Разумеется, изнутри род Гуччи оказывается гнездом крыс: у Альдо есть бездарный сын Паоло (Джаред Лето), мнящий себя гениальным кутюрье, а еще два престарелых братца-наследника недолюбливают друг друга за то, какие они предпочитают методы ведения бизнеса. Интриганка Патриция быстро найдет способ, как при помощи своего слегка мягкотелого мужа повлиять на традиционный уклад, принятый в этой бедовой компании, и быстро превратится в одну из лучших киноантагонисток 2021 года.
Причина такой ненависти к прототипу главной героини «Дома Gucci» понятна каждому, кто следил за новостями в 1990-х — тогда о произошедшем писали все СМИ на протяжении нескольких лет. Но не будем упоминать о развязке здесь — Ридли Скотт совершенно нарочно строит драматургию фильма так, чтобы зритель сначала мог бы смотреть на происходящее наивно, с надеждой на хеппи-энд, но в финале каждый обязательно разочаруется в жизни и человеческой натуре.
А начинается все так хорошо: Леди Гага в своей первой в карьере убедительной роли (похоже, лучше всего ей подходит амплуа хабалки — играет она это мастерски) и Адам Драйвер, возможно, величайший актер своего поколения, радостно играют юношеские отношения. Следуют откровенные и почему-то китчевые сцены секса, в том числе на столе и за рулем автомобиля. Фан-сервисное шапито-шоу продолжается и далее. Когда Аль Пачино заходит в кадр и говорит: «Коничива, мистер Гуччи!»; когда Леди Гага разговаривает по телефону с телевизионной прорицательницей (Сальма Хайек — лучшая роль второго плана), заедая этот разговор о будущем мороженым, — это все искрометная чушь, треш и широкоэкранное развлечение высшей пробы. До поры хочется верить, что это история бизнес-успеха, пусть и исполненная по-итальянски истерично и весело, — но, разумеется, нет.
Тему разложения человеческой личности под влиянием больших денег Ридли Скотт уже разбирал не так давно, и опять же сюжет был связан с Италией. В неудавшейся картине с характерным названием «Все деньги мира» в Риме злоумышленники похищают внука американского нефтяного магната, а тот отказывается платить выкуп. Но в тот раз у британского режиссера ничего не получилось, потому что ему пришлось менять Кевина Спейси, только-только обвиненного в харассменте, на Кристофера Пламмера, и переснимать половину фильма, и после перемонтажа вышло черт знает что.
В этом смысле «Дом Gucci» куда ярче и объемнее подчеркивает, насколько деградирует это семейство при столкновении с перспективой жить безбедно и обеспечить многие поколения наследников, причем любые гадости эти персонажи, все поголовно отрицательные, оправдывают заботой о репутации семейной марки.
История их рассудила: сегодня в Gucci не работает ни один носитель этой фамилии, а бизнес в 1990-х буквально спас от забвения и разорения вовсе не итальянский (ах, какая ирония судьбы), а вполне себе американский дизайнер Том Форд. Даже Маурицио, который вроде бы хотел что-то поменять и обновить поднадоевший стиль бренда, в итоге решает для себя, что больше всего на свете он хочет кататься на красивых машинах и спать с моделью за счет компании. За премиальными фамильными брендами с богатой историей уже давно не осталось никакого изначального содержания — специально обученные и нанятые люди просто клеят на правильные вещи знакомые шильдики.
В общем смысле это же наблюдение относится примерно ко всему нашему современному мироустройству, да и к фильму «Дом Gucci» тоже — талантливые актеры два с половиной часа увлеченно валяют дурака, чтобы окончательно доказать: этим миром правят случайно выбранные злодеи, передающие власть таким же непутевым отпрыскам, которые еще и пытаются друг друга придушить. Впрочем, видимая несерьезность облагораживает это кино, вдохновленное вполне реальными событиями, — возможно, именно поэтому «Дом Gucci», фильм несовершенный, подзатянутый, приукрашенный художниками по костюмам (разумеется, все герои всегда одеты идеально и к тому же символично), смотрится так легко и приятно.
Читайте также
26 ноября, 2021