Интервью с кинокритиком: «Какой бы ни был плохой человек, если он гений, ему все позволено»

Интервью с кинокритиком: «Какой бы ни был плохой человек, если он гений, ему все позволено»

Николай Никулин — известный журналист, телеведущий и кинокритик. Поговорили с ним о новых трендах в кино, мифологии творческих профессий и разнице между сериалами «Актрисы» Федора Бондарчука и «Балет» Евгения Сангаджиева.

Про тренд на сериалы о творческих профессиях

Да, сегодня стали больше снимать про творческие профессии. Но, в принципе, это делали всегда. Может быть, не с начала создания самого кинематографа, конечно. Вначале даже про профессии не снимали кино — были важны какие-то смешные случаи, анекдотические, милые драматические ситуации. А фокус на профессиях возник в кинематографе в 1960–1970-е. Например, вместе с итальянским неореализмом, который сконцентрировался на профессиях, появился и Феллини, который сосредоточился на творческой жизни. Он снимал про себя, конкретно про муки режиссера.

Сегодня одновременно вышли два сериала — «Актрисы» Бондарчука и «Балет» Сангаджиева. И там и там закулисье творческих людей и театральная жизнь. Может быть, стекло, конечно, в балетки не кладут, но везде есть романы, измены, ревность, предательство, дружба, любовь.

Тут хочу подметить один момент. И «Актрисы», и «Балет» снимались в разное время, а вышли сейчас. Идея съемок «Балета» возникла пять лет назад. Как можно говорить о тренде сегодня, если сценарий был написан еще тогда?


Про народность сериалов о творчестве

Может ли быть интересна фигура Екатерины Великой? Мне кажется, может, хотя она совсем не народная. Дворянка, которая устроила государственный переворот и стала еще и императрицей. Но про нее снимают очень много сериалов — и зарубежных. Вот, например, выходит «Великая», третий сезон, с Эль Фаннинг. Хотя там, конечно, в комическом ключе все сделано, но сама тема даже на Западе интересна.

Иными словами, нам интересны не столько фигуры творческие, исторические, полицейские или пожарные, сколько драматические ситуации вокруг. Судьбы людей. Мы можем подробнее, в мелочах узнать, что происходит в этом закулисье. Но при этом у героев есть влюбленности, они друг другу изменяют, у них тоже есть свои сложности.

Когда был на премьере сериала «Актрисы», я многим представителям съемочной группы задавал вопрос: мол, расскажите про ваше закулисье — оно вот такое же? Сериал же написала Паулина Андреева, тоже актриса. Снял фильм Федор Бондарчук, тоже актер. То есть здесь не может быть никакого вранья. Но тем не менее профессиональные кинокритики обрушились на картину, говоря, что там все слишком романтизировано и нет какой-то скандальности. А скандальность возникает как раз от желания народа посмотреть в замочную скважину, что там такое остренькое есть.


Мы хотим посмотреть на богатых, знаменитых, статусных людей

На самом деле, когда мы говорим о творческих людях, мы имеем дело с мифологией, зачастую романтизированной: какой бы ни был плохой человек, если он гений, ему все позволено. Это у нас от Пушкина еще идет. Сейчас, конечно, есть тренд на пересмотр этой установки. Огромное количество исследований посвящено Льву Толстому, например, и его обращению с женой. Это новый ракурс. Там много разных любопытных нюансов. Помните, выходил сериал с Безруковым «Есенин» о романтизации великого поэта? Но мы же можем с другого ракурса на это посмотреть. Он, скажем так, оказался хулиганом.

Если говорить о народном запросе на подобные сериалы, то он один: мы хотим посмотреть на богатых, знаменитых, статусных людей, то есть тех, которыми не являемся. Хотим увидеть, что они тоже плачут. А желательно — плачут еще сильнее, чем мы. Зачастую то, что происходит на экране, создается для того, чтобы зритель почувствовал, как он хорош. У него какие-то бытовые трудности происходят, а на экране вообще люди убивают друг друга.


Хочу ходить по красной ковровой дорожке и, мучаясь, раздавать интервью

Как бы мы ни хотели увидеть людей творческих профессий, измазанных грязью, все равно нам внутри хочется быть ими. Если бы у нас спросили: «Чего ты больше хочешь — кирпичи таскать или ходить по ковровой дорожке, но страдать, как они?», ответ был бы: «Конечно же, хочу нести бремя актера, ходить по красной ковровой дорожке и, мучаясь, раздавать интервью. Я буду не высыпаться, потому что у меня будет смена, за которую я получу миллион рублей». Это я с иронией говорю. И все эти сериалы тоже сделаны с иронией.


Актеры играют актеров

Интервью с кинокритиком: «Какой бы ни был плохой человек, если он гений, ему все позволено»

«Балет»

Интервью с кинокритиком: «Какой бы ни был плохой человек, если он гений, ему все позволено»

«Актрисы»

Хорошо, что в «Балете» не только Сангаджиев имеет опыт в балете (учился в балетной школе), там почти все актеры — реальные профессионалы. С ними, я полагаю, было легче ставить сцены, потому что там очень много хореографии. Они буквально новый спектакль поставили на экране, и это здорово смотрится.

Если мы вернемся к героическим профессиям, там врачи, полицейские. Необязательно же их должны играть реальные люди профессии. Нам же важна не столько правда жизни, сколько художественная правда. Настоящий актер должен нас убедить, что он настоящий и переживает боль, трагедию. Но в таком случае нужны консультанты, тогда все работает. Нам все-таки важно увидеть человеческие трагедии, а профессиональные балерины могут не сыграть это. К сериалу «Актрисы», например, было много претензий из-за того, что актеры играют актеров. Сами себя все сыграли. А когда играешь сам себя, это бывает иногда даже сложнее. Ты не накладываешь на себя особые требования.


Дебютанты собрались, сделали отличное кино

Я вообще замечаю, что люди, которые еще не укоренены в киноиндустрии, более голодные. Например, «Тайное влечение», свежее кино Стаси Венковой, выпускницы ВГИКа, мастерской Сергея Соловьева. Она тоже рассказывает про актрис, конкретно про актрису Вету. Это вообще автобиографический жанр, то есть Стася Венкова, режиссер, сняла про себя, про то, как она работала в мастерской, как она ставила спектакль и как вообще пыталась обрести свое «я». И это сделано здорово, потому что все актеры тут — люди, которые еще учатся. Они действительно голодные, их не соблазнишь высокой зарплатой, они не просто приходят на площадку, чтобы отработать. Они готовы выкладываться на полную. Дебютанты собрались, сделали отличное кино, всем рекомендую посмотреть.

Фото: Getty Images

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости