Скандальное «Братство»: чем возмутил ветеранов фильм Лунгина

Военная драма Павла Лунгина «Братство» о последних днях Афганской войны выходит в прокат 10 мая, хотя изначально планировалось, что показы начнутся в День Победы. До больших экранов картина добиралась долго и со скандалами. Объясняем, что их спровоцировало.

Фото: WDSSPR

О чем фильм

Действие происходит в 1989 году: Афганская война окончена, и советские войска готовятся вернуться на родину. СССР вот-вот рухнет, молодежь вовсю слушает рок-музыку, а девушки позволяют себе немыслимые по меркам того времени вольности – например, носят колготки в сеточку. Перед дембелем солдатам хочется купить сувениры родным: кто-то везет домой старенький магнитофон, другие – местный нож или кожаную куртку. В целом, начинает казаться, что мирная жизнь потихоньку приходит в Афган. Но нет: американский «стрингер» сбивает советский самолет, летчик Александр успевает катапультироваться, но попадает в плен к местным моджахедам. Ситуация усугубляется еще и тем, что он – не обычный парень, а сын командующего советской группировкой войск (Виталий Кищенко). Генерал готов на все, чтобы вернуть его живым, поэтому назначил ответственным за его вызволение проверенного полковника КГБ Дмитрича (Кирилл Пирогов) – чуть ли не самого положительного персонажа фильма. Перед ним стоит еще одна задача – провести советские войска через перевал Саланг, который контролирует местная группировка под руководством Хошема (кстати, именно он взял в плен сына генерала).

В фильме чувствуется тотальное равнодушие солдат ко всему, что происходит вокруг. Его режиссер подчеркивает саундтреками: «Все идет по плану» Егора Летова, но символичнее пенся группы «Кино» – «Мама-анархия». Получилась неоднозначная, не очень патриотичная (не все поступки солдат можно назвать доблестными), но довольно реалистичная история о последних днях войны.

В основе сценария реальная история?

Историческая достоверность здесь 100%: сюжет построен по воспоминаниям генерала Николая Ковалева, служившего в Афганистане, бывшего директора ФСБ и депутата Госдумы. Неудивительно, что Дмитрич, прототипом которого он стал, получился самым симпатичным героем фильма.

Фото: WDSSPR[

За что ругали картину?

Первыми фильм увидели депутаты Госдумы, они отреагировали на «Братство» спокойно. А вот после показа в Совете Федерации, как рассказывал сам Лунгин, в зале даже прозвучала фраза: «Морды надо бить за такие фильмы». Публичное заявление было мягче: сенатор Игорь Морозов сказал, что кино «искажает историческую действительность и подрывает духовно-нравственные основы нашего общества». И добавил: «Грабежи караванов, мародерство...Фактологические неточности – вот что легло в основу этого фильма».

Ветеранов Афганистана военная драма возмутила своей «неправдоподобностью», они назвали оскорбительной интерпретацию событий. Несмотря на шумиху и негативные отзывы, прокатное удостоверение картина все-таки получила. Но с некоторыми оговорками: изначально планировалось выпустить фильм в прокат 9 мая, но такую «не патриотичную» премьеру отказались показывать в День Победы. По многочисленным просьбам релиз передвинули на следующий день.

Фото: WDSSPR[

Но это не все: «Братство» убрали из программы закрытия ММКФ. Президент кинофестиваля Никита Михалков заявил, что не собирается нести ответственность за фильм, оскорбивший чувства афганских ветеранов. «На мой взгляд, это довольно среднее, из клише сотканное произведение, основа которого – фетиш представлений об Афганской войне так, как ее представляют авторы», – объяснил свою позицию Михалков.

Егор Москвитин
кинокритик
Скандал вокруг «Братства» заключался в том, что в фильме нет идеальных российских солдат: они грабят караван, дерутся между собой, пытаются набрать как можно больше военных трофеев. Ничего другого крамольного в картине нет. Надо понимать, что протест против усложнения персонажей – это протест против самой сути драматургии. В любом кино герои сражаются не только с внешними угрозами, но и с самими собой. Не бывает однозначно хороших или плохих персонажей. С другой стороны, тяжело спорить с теми, кто пережил войну. У них больше прав говорить что-то, чем у кинокритиков. В этом случае стоит обратиться к тем, кто сам прошел войну и рассказал о ней, например, Василь Быков, Виктор Астафьев и американец Оливер Стоун. Последний добровольцем ушел на войну во Вьетнаме и был ранен. В итоге снял очень жесткий фильм «Взвод», в котором американские солдаты опускаются чуть ли не до изнасилования местной девушки. Эта картина получила «Оскар» и вошла в медиатеку Конгресса как кино, культурно значимое для Америки. На фоне «Взвода» «Братство» – совершенно безобидный и целомудренный фильм. Так что возмущаться было не чем. Тем более что в итоге в драме Лунгина побеждает солдатское братство и идея «мы своих не бросаем». Это простая военная баллада, пацанская история, которая объясняет, как важно защищать своих и верить в них. Несмотря на то, что кино антивоенное, оно подчеркивает силу русского оружия и духа наших солдат. В общем-то, самая подходящая премьера для 9 мая.

10 мая