Гид по выставке «История российского дизайна»

Московский музей дизайна открыл в Новой Третьяковке выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022» — это первая масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие. Вся выставка поделена на четыре раздела: авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн. Всего представлено более 500 экспонатов. Рассказываем про самые интересные из них.

Гид по выставке «История российского дизайна»
Ольга Дружинина
сокуратор выставки

Для нас это программная выставка: она рассказывает об истории российского дизайна от авангарда 1920-х годов, проходя через ар-деко и неоклассику 1930-х, период расцвета в 1960-е, про сложные 1990-е и, конечно, про современность. Очень важно, что мы не просто показываем, но и на конкретных проектах — предлагаемых художниками-конструкторами и осуществленных — рассказываем о судьбе российского дизайна, сложной и противоречивой, как и история нашей страны. Мне кажется, нам это удалось.


Сервиз «Белый»

Казимир Малевич. 1923
Реплика. 2015

Гид по выставке «История российского дизайна»

Императорский фарфоровый завод после Октябрьской революции переименовался в Государственный фарфоровый завод и начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов. Сервиз, выполненный по эскизам одного из лидеров русского авангарда, основоположника супрематизма Казимира Малевича, — пример реализации идей супрематизма в функциональных предметах: традиционные формы чашек заменены упрощенными полусферами с прямоугольными ручками, вместо привычной яркой росписи — белый цвет. Интересно, что посуда, созданная Малевичем, не отличалась удобством. Но такой задачи и не было — как говорил сам художник: «Это не чайник, но идея чайника».


Вазы «Суетон» («Овал») и «Архитектон»

Николай Суетин. 1932; 1932–1933
Реплики. 2021

Гид по выставке «История российского дизайна»

В 1920-е годы на Государственном фарфоровом заводе (позднее Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова) появилась новая продукция — супрематический фарфор. Эксперименты с формами проводили Казимир Малевич и его ученик Николай Суетин. Суетин продолжил развивать идеи супрематизма в фарфоре и создал новые формы ваз. Овальная ваза получила название «Суетон». Вазы-«архитектоны», как и одноименные композиции Малевича, состояли из прямоугольных объемов, входящих друг в друга, и представляли собой «архитектурные формулы», призванные по-новому осмыслить простые формы, увидеть возможности их сочетания и использования как в архитектуре, так и в дизайне.


Плакат Резинотреста

Владимир Маяковский, Александр Родченко. 1923
Репринт. 2021

Гид по выставке «История российского дизайна»

В начале 1920-х плакат стал одной из самых актуальных форм искусства. Он мгновенно информировал, просвещал, агитировал, а главное — «революционно перестраивал» сознание граждан. Лаконичная палитра, блоки текстов, геометрические композиции сделали плакат эффективным средством рекламы. Творческий тандем «реклам-конструкторов» Родченко и Маяковского (первый занимался графическим оформлением, второй придумывал текст) создал более 100 листовок, плакатов, вывесок. Один из самых известных примеров — рекламный плакат для Резинотреста «Лучших сосок не было и нет».


Сервиз на две персоны «Бабы» на форме «Гербовая»

Николай Суетин. 1930-е
Реплика ИФЗ. 2019

Гид по выставке «История российского дизайна»

Николай Суетин — супрематист, ученик Малевича, главный художник Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова с 1932 по 1954 год. Фарфор Суетина отличается от фарфора Малевича большей функциональностью, соответствующей особенностям его супрематизма — очеловеченного и приближенного к земному, где супрематический космос приведен в гармонию с человеческим бытием.

Сервиз «Бабы» был создан в начале 1930-х, когда художник перешел от беспредметности к условно-знаковым образам. В это время Суетин увлекся крестьянской темой в живописи, что повлияло и на работы в фарфоре: на предметах сервиза возникли символические, фигуративные образы деревенских женщин. Интерес Суетина к теме вызвала эпоха коллективизации, коренного изменения привычного образа жизни в деревнях, свидетелем которого был художник.


Кольцевой светильник СК-300

Середина 1950-х
Дизайнер: Абрам Дамский

Гид по выставке «История российского дизайна»

Светильник для школьных классов СК-300 был спроектирован незаслуженно забытым художником и архитектором Абрамом Исааковичем Дамским и выпускался заводом имени Яблочкова Московского совнархоза. Такие лампы висели во всех советских школах. Светильник был спроектирован из металлических колец разного диаметра. Зеркальные лампы усиливали источник света и равномерно рассеивали свет. СК-300 был сделан из металла, а его модифицированные версии использовали и для освещения подъездов — крепили под козырьком. Светильник был спроектирован в середине 1950-х и выпущен в 1957-м, но он был сделан в соответствии с принципами работ ВХУТЕМАСа и сильно отличается от того, что Абрам Дамский делал для сталинских высоток и московского метро.


Лунный киноаппарат К-2 (16ЛК-К2)

Дизайнер: А. Смирнов. Разработчики: В. Бусыгин, Г. Алексеев, Н. Земцов. Красногорский механический завод имени С. А. Зверева. 1968–1970
Макет. 2019

Гид по выставке «История российского дизайна»

Аппарат был предназначен для съемки космонавтом-оператором на поверхности Луны в условиях глубокого вакуума и больших перепадов температуры. Нетрадиционную компоновку Смирнов и Бусыгин предложили как альтернативу первоначально разрабатывавшемуся варианту. У К-2 два переключающихся объектива, электропитание от источника в скафандре, герметичная конструкция с теплозащитой. Смирнов выбрал соосную схему расположения бобин с пленкой: обе бобины плоскостями примыкали друг к другу, а оси объективов перпендикулярны плоскости бобин, что позволило значительно уменьшить габариты камеры и сделать ее удобной для использования космонавтом в скафандре. Кинопленка с подающей бобины, образуя в верхней части пенала петлю, переворачивалась на 90 градусов эмульсионным слоем к объективу и, пройдя через перфоратор, образовывала петлю в нижней части пенала, после чего уходила на наматывающую бобину. Перезарядка пленки не предусматривалась. После съемок корпус освобождался от крепежной ленты и распадался на две половины. На Землю должна была вернуться только бобина с отснятой пленкой. Советская лунная программа была свернута, поэтому изготовлен только опытный образец киноаппарата.


Малолитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец»

Разработчики: А. Андронов, Б. Иванов, Е. Мастбаум, Московский завод малолитражных автомобилей, А. Айзенберг, НАМИ, Запорожский автозавод «Коммунар». 1960

Гид по выставке «История российского дизайна»

Гид по выставке «История российского дизайна»
Азат Романов
историк дизайна

«Запорожец», безусловно, дитя оттепели. Вместе с малогабаритными, но отдельными квартирами тысячи граждан получили возможность купить автомобиль — пусть маленький, но свой собственный. Малая масса в сочетании с большими колесами и высоким дорожным просветом обеспечивали отличную проходимость даже с маломощным двигателем и только задним приводом. Салон был не самым просторным, тем не менее, когда машину показали перед запуском в производство генсеку Хрущеву, человеку корпулентному, тот остался доволен: раз он поместился, то и другие смогут. Известный популяризатор автомобильного дизайна Юрий Долматовский, в 1950-х занимавшийся разработкой НАМИ-А50 «Белка», цитировал западную прессу, которая назвала «Запорожец» «Фольксом Фиатовичем» за сходство конструкции двигателя с немецким прообразом, а кузова — с итальянским. Но и тогда, и сейчас многие производители копируют отдельные приемы. К тому же отечественные инженеры учли слабые места аналогов, и «Запорожец» получился просторнее. Его даже продавали в капиталистических странах под фешенебельным именем «Ялта». Эпизод в фильме «Три плюс два» не был преувеличением: возможности автомобиля, как правило, единственного в семье, использовали полностью. К сожалению, подводило качество комплектующих.


Кресло и столик 1960-х годов

Гид по выставке «История российского дизайна»

Развитие мебельной промышленности в СССР пришлось на конец 1950-х — 1960-е годы. В первую очередь это было связано с активным строительством жилья — так называемых хрущевок. Это были типовые малогабаритные квартиры с низкими потолками и узкими дверями, поэтому и мебель для них делалась компактная и низкая — массивная столы и кресла 1930–1950-х не могли в них вписаться.

Кресло — характерный пример советской мебели 1960-х. Его сиденье занижено на два-три сантиметра, чтобы визуально над ним казалось больше пространства. Деревянные подлокотники и расставленные конические ножки — признаки стиля, который иногда называют «модернизм середины века» (mid-century modern). Середины — потому что он появился на Западе в 1950-е, а в Советский Союз пришел в 1960-е, вместе с хрущевской оттепелью. Ножки и подлокотники сделаны из массива дерева и покрыты лаком, в 1960-е почти не использовали ДСП и искусственные материалы. Обивка делалась из прочной, легко чистящейся ткани — предполагалось, что мебель должна быть практичной и служить долго (сейчас это называется sustainability — основной подход европейского и американского промышленного дизайна). В той же стилистике журнальный столик. Тонкие конические ножки расставлены немного под углом, и их три, а не четыре — это придает ему большую легкость и изящество, вокруг становится как будто больше воздуха, и еще такой прием позволяет экономить материал. Стремящаяся к треугольной форма, вполне вероятно, результат европейского влияния — например, столика «Лист» известного шведского дизайнера Гиллиса Лундгрена.


Лавровый венок. Декоративная плитка со станции «Октябрьская» (до 1962 года — «Калужская»)

Алексей Филиппов, Керамико-плиточный завод имени Н. А. Булганина. 1949
Фаянс, позолота

Гид по выставке «История российского дизайна»

В послевоенное время для московского метро центральной темой стала тема Победы. При этом только автору проекта станции «Октябрьская» Леониду Полякову удалось создать практически храмовое пространство, где ряды факелов ведут к закрытой торжественной оградой в стиле ампир апсиде с предполагаемым алтарем — нише с голубым небом, символизирующим светлое будущее. Сам архитектор считал, что изобрел новое средство борьбы с «ощущением подземности»: ярко освещенная стена и выкрашенная в голубой верхняя часть торцевой стены должны были создать у пассажиров чувство, будто они находятся на поверхности. В 1956 году в Ленинградском метрополитене была открыта очень похожая на «Октябрьскую» станция «Пушкинская» — тоже проект Полякова.


Сinemood

Дизайнер: Ярослав Рассадин

Гид по выставке «История российского дизайна»

Лауреат премии Red Dot Award 2017 Product Design. Инновационный автономный портативный проектор с облачной платформой контента и потоковыми онлайн-сервисами — по сути, первый и понятный компьютер для ребенка в возрасте от двух лет. Это и игрушка, и гаджет, что подчеркивается дополнительными аксессуарами в виде умных чехлов. Идея Cinemood заключается в объединении семьи через домашний кинотеатр и набор развлечений. В основе стиля — мягкий футуризм, тот, который мы видим в мультфильмах о будущем, где предметы гладкие, минималистичные и дружелюбные.

Фото: предоставлено пресс-службой

20 декабря, 2021

Новости