Собрали для вас пять главных театральных событий января — от новых спектаклей Марины Брусникиной и Юрия Бутусова до первой премьеры сотого сезона Театра имени Маяковского.
Praktikatheatre.ru
Не спектакль, а задушевный концерт, который сами организаторы через дефис называют «квартирником». Уютную праздничную атмосферу гарантирует узнаваемая и любимая смесь русско- и англоязычных хитов на новогоднюю и рождественскую тему. Представьте себе лучшую подборку самых топовых зимних песен, где после Last Christmas сама собой начинается «Снег кружится». И все это в домашней обстановке и в канун Рождества.
Проект «Кристмас» начался в 2011 году с идеи американских актеров Одина Байрона, сейчас играющего в спектаклях «Гоголь-центра», и Казимира Лиске, который был режиссером «Практики». Приехав в Москву на учебу, американцы задумали объединить лучшие традиции Рождества по разные стороны океана в один светлый праздничный концерт.
Участники «Кристмаса»: Сергей Балашов (группа Jazzator), Евгений Бархатов (студия Новой музыки, МГК), сольный музыкант Юра Визбор, джазовый и классический контрабасист Иракли Долидзе, пианистка Варвара Чиркина, актер Стивен Томас Окснер, известный по сериалу «Чики», актриса «Практики» Инна Сухорецкая. В 2022-м специальными гостями станут Павел Артемьев и Вадик Королев. Будут и другие гости, за появлением их имен «Практика» призывает следить дополнительно на сайте. Концерт пройдет 6 и 7 января и будет дополнен мини-спектаклем «Дары волхвов» по рассказу О. Генри.
Когда: 6 и 7 января
Где: Музей Москвы
Fomenki.ru
Любителей домашних музыкальных вечеринок круглый год ждет «Мастерская Петра Фоменко». Вечерние концерты с театральной атмосферой под названием «Фойе for you» объединяют музыкантов театра и актеров труппы. Здесь поют Игорь Войнаровский, Владислав Ташбулатов, Александра Кесельман, Николай Орловский и другие. В программе каверы на современные хиты, джазовые импровизации, советская классика. Весь вечер для гостей работает буфет театра, а из окон фойе, где и проходит концерт, открывается красивейший вид на «Москва-Сити».
Когда: 7, 15 и 23 января
Где: театр «Мастерская Петра Фоменко»
Спектакль по Островскому станет первой премьерой юбилейного сезона «Маяковки» — в 2022-м театр отпразднует 100-летие. Анатолий Шульев не впервые берется за Островского — в 2017 году он уже ставил на этой же сцене комедию одержимости «Бешеные деньги» со Светланой Немоляевой в заглавной роли (спектакль по-прежнему идет в театре). В новом спектакле, о котором сам режиссер говорит как о фактическом приквеле к «Бешеным деньгам», Шульев снова задействует заслуженных артистов — Виктора Запорожского, Александра Андриенко, Татьяну Аугшкап и других. Семен Алешин — актер, выпускник мастерской Миндаугаса Карбаускиса, принятый в труппу только в 2021 году, — исполнит роль циничного интригана Глумова. Этому герою только предстоит найти свое место в устоявшемся миропорядке, и это рифмует сюжет пьесы с кастом спектакля.
Костюмы придумала Мария Данилова, известная работами в драматических и музыкальных театрах России и мира. Постановщиком стал Мариус Яцовскис, художником по свету — Александра Мустонен, музыку написала Полина Шульева. С этой командой Анатолий Шульев поставил не один спектакль в Театре Маяковского.
Когда: 21 и 22 января
Где: Театр имени Вл. Маяковского
Theatreofnations.ru
Марина Брусникина впервые ставит спектакль на сцене Театра наций. «Прыг-скок, обвалился потолок» — это никем не поставленный и не снятый текст советского сценариста, режиссера и поэта Геннадия Шпаликова, наиболее известного сценарием к «Я шагаю по Москве» и словами музыкального хита из этого культового кино. Шпаликов написал «Прыг-скок…» в 1974-м. Порядка 30 лет Марина Брусникина, прочитавшая текст в 1990-е, вынашивала идею его сценического воплощения.
На роли главных героинь, матери Ани и дочери Ксени, Брусникина выбрала выпускниц курса Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, подруг Александру Урсуляк и Дарью Калмыкову, и специально для них адаптировала текст пьесы. Эта история о бестолковом, но системном крушении жизни одной семьи, созвучном с общей тоской уходящей эпохи шестидесятников. Та самая история, где, как в анекдоте, женщина вызывает милицию, чтобы усмирить пьяного мужа, а потом вместе с мужем пытается усмирить милицию. Не получается. Марина Брусникина оставляет действие в его времени, но выводит на первый план вечную тему любви, которая остается главной в жизни героев, несмотря на нелепости, ошибки и несовпадения. Атмосфера у Шпаликова светлая, эмоциональная и полная ностальгии по временам, когда все делалось «в порядке очереди», «вас тут не стояло», а люди все равно были внимательны и добры друг к другу.
Когда: 17, 30 и 31 января
Где: Театр наций
Satirikon.ru
Новая постановка Юрия Бутусова выросла из размышлений о тексте самой известной гоголевской пьесы. Собственно говоря, «Р» — это сокращение от «Ревизор». На сайте театра Бутусов характеризует спектакль как попытку показать отклик, который вызывает у современного читателя давно изученный гоголевский текст. А также добавляет: «Хотелось бы, чтобы это была история о том, что искусство способно лечить реальность, лечить жизнь, лечить людей…» Сценарий написал Михаил Дурненков, известный деятель новой драмы, автор пьес и современных интерпретаций классики.
Каст спектакля впечатляет. В ролях Константин Райкин, Тимофей Трибунцев, Марьяна Спивак. Сценографию и костюмы создал Максим Обрезков, который уже не раз становился соавтором Бутусова («Сын» в РАМТе и «Король Лир» в «Сатириконе»). Художник по свету Александр Сиваев работал с Бутусовым над «Бегом» в Театре Вахтангова, а хореограф Николай Реутов принимал участие во множестве петербургских и московских постановок режиссера.
Когда: 21, 22 и 31 января
Где: «Сатирикон»
Текст: Екатерина Данилова
30 декабря, 2021