Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

18 мая на ВДНХ пройдет 10-й юбилейный «Дизайн-субботник» – традиционный весенний фестиваль Seasons. В этот раз его темой станет ресайклинг и осознанное потребление. Поговорили с главным редактором журнала Seasons of life, гендиректором Seasons Project Ольгой Сергеевой о свопах, расхламлении, кап-шеринге и других городских трендах.

Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

Ольга Сергеева. Фото: Facebook

Как все начиналось

Мы первыми в России сделали формат городских уличных фестивалей. Идея оказалась простой и в то же время очень востребованной: показать, что жизнь в мегаполисе – это не только стресс, беготня и постоянная спешка. Оказалось, что в выходной можно прийти в приятное место, где и маркет, и фудкорт, и музыка, и мастерские для детей и взрослых, и люди вокруг приятные. Это сейчас воспринимается, как что-то привычное, и подобные события проходят в каждом парке, а в 2010 году, когда мы провели первый «Дизайн-субботник», было в новинку.


О названии

Как-то мы сидели у меня дома с тогдашним директором фестивалей Дашей Шадриной и придумывали весенний фестиваль. Я предложила слово из детства – «субботник». Даша кивнула: «Хорошо, только пусть будет посовременнее – «Дизайн-субботник». В итоге получился хороший микс из традиций и модных трендов, про которые мы в журнале пишем и которые хотели показать на фестивале. Проект, где в легкой форме, без нравоучений, но на примерах рассказывают про то, как сделать жизнь горожан лучше.

Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

Фото: Seasons

От других городских фестивалей наш «Дизайн-субботник» отличается особой концепцией: мы не просто предлагаем приятно провести время, но и сделать что-то полезное для города. Первый прошел на дизайн-заводе «Флакон», который тогда больше смахивал на стройплощадку. Мы посадили цветы в клумбы, поставили лавочки – создали объекты, которые остались на территории, когда фестиваль закончился.


О «четырех R» и теме этого года

У «Дизайн-субботника» каждый год меняется слоган. В этом году он проходит под девизом «четыре R» – rethink, reuse, reduce, resize. В широком смысле – это про новый тип мышления, в узко-практическом – про раздельный сбор мусора, расхламление, обмен книгами и вещами, ресайклинг, переработку отходов. Это первый «Дизайн-субботник» с мощной практической направленностью. Наша задача – не просто абстрактно рассказать, что мусор – это плохо, а показать, что можно делать с мусором и ненужными вещами на конкретных примерах. А главное – вдохновить людей изменить свой образ жизни.

Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

Фото: Seasons

К нашим традиционным фестивальным площадкам: лекторий, фудкорт, маркет, детские и взрослые мастерские, добавится новая – инженерный цех. Здесь будут стоять машины по переработке отходов: пластика, стекла, бумаги. И на глазах у гостей фестиваля дизайнеры будут создавать из мусора новые объекты.


О пластике и кап-шеринге

Впервые в России на этом фестивале мы организуем фудкорт целиком без пластиковой посуды. Ведь оборотная сторона любого успешного фестиваля – горы бытового мусора, которые после него остаются. У нас ничего не будет подаваться на пластиковых тарелках или в пластиковых стаканчиках. Питы, сэндвичи и выпечку будут продавать или в крафтовых кулечках, или на бумажных тарелках. А еще будет кап-шеринг: можно взять напрокат стаканчик и либо унести его с собой, либо сдать, чтобы получить обратно заплаченные за него сто рублей.


О вреде кофейных стаканчиков

Сейчас многие говорят о циркулярной экономике. Купили молоко в стеклянной бутылке, сдали бутылку, стекло отправилось жить дальше, а не на свалку. Львиная доля мусора на планете – от еды: пластиковые упаковки, пакеты, йогуртовые стаканчики. Поэтому нужно стараться покупать меньше, следить за тем, в какой упаковке вы покупаете еду, пользоваться экомешочками для овощей и фруктов. Представьте, что вы ходите в магазин в среднем раз в два дня и каждый раз приносите домой пластиковый пакет, который живет 15 минут (ваш путь до дома). За месяц это 15 пакетов, а за год – около двухсот. И это ощутимый объем мусора, который можно сократить, ничего не меняя в своей жизни. Просто бросьте на дно сумки авоську или холщовую сумку.

Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

Фото: Seasons

Или кофейные стаканчики – такая, казалось бы, невинная и модная вещь. На деле он только кажется бумажным, а в середине есть пластик. И снова простой расчет: раз в день мы покупаем вкусный кофе, за год – больше трехсот стаканчиков. Эту гору пластика можно заменить одной модной экочашкой. Кстати сейчас многие кофейни делают скидки тем, кто покупает кофе в свою посуду.


О маркете

На маркете в этом году у нас представлены только коллекции, созданные из вторично переработанного сырья и локальные, российские производства. Это принципиально важный для нас момент. Seasons – это про ремесло, и мы поддерживаем тех, кто производит что-то своими руками. Также участвуют социальные производства: мы позвали предпринимателей, у которых работают малоимущие, многодетные родители и люди с особенностями ментального развития – например, проект «Артель Блаженных».


О свопах и буккросинге

Еще в этом году мы впервые организуем свопы. Думаю, этот тренд также наберет в Москве обороты. Вещи, которые надоели или малы, можно не просто выбросить, а обменять на другие. За неделю до субботника по Москве в дружественных нам заведениях стояли контейнеры, где принимали вещи. Но их также можно будет принести непосредственно на сам фестиваль. На наш своп мы принимаем одежду или аксессуары в хорошем состоянии, без видимых дефектов, после стирки. Их развесят по цветам на красивых деревянных вешалках. На площадке будет работать стилист, который поможет выбрать то, что подходит вам, чтобы создать модные образы.

Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

Фото: Seasons

Будет и обмен книгами – буккроссинг. Мне кажется, это особенно актуально для детских книг, ведь дети из них «вырастают», как из одежды. Это мероприятие мы делаем совместно с павильоном книги на ВДНХ и с Библиотекой иностранной литературы, откуда к нам на фестиваль привезут книги на иностранных языках.


О московском креативном классе

В прошлом году мы провели масштабное исследование своей аудитории. И выяснилось, что за 10-15 лет существования проекта она сильно изменилась. Хорошая новость в том, что наш журнал стал старше, а аудитория помолодела. Это люди с высшим образованием, которые не перестают учиться. Они грамотно и с толком организуют свое свободное время, много путешествуют. Если мы говорим про журнал, то это в основном женщины, но на фестивалях эта картина выравнивается: наши читательницы приводят с собой друзей и мужей.

Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

Фото: Seasons

Еще 10-15 лет назад мы много писали о европейцах, которые владеют небольшими магазинчиками, дизайн-бюро, делают игрушки, пекут хлеб в семейных пекарнях. У нас найти таких героев было очень сложно. На первый фестиваль в 2004 году мы с трудом набрали на маркет 10 участников. А сейчас на том же «Ламбада-маркете» по несколько сотен участников. Мы стали одними из первых, кто начал выращивать креативный класс, писать про таких героев, приглашать на фестивали. Просто наглядно показали, что существует и такой формат жизни: иметь небольшой бизнес, связанный с дизайном, образованием или гастрономией, туризмом. Что все это возможно не только в Европе, но и в России.


О предыдущих фестивалях

«Дизайн-субботники» у нас получаются всегда очень необычные и насыщенные. Один раз мы привозили в Москву Венский овощной оркестр. Музыканты играют музыку, в качестве инструментов используя морковь, пучки кинзы, тыквы, кабачки. Перед концертом мы получили от них серьезный райдер – описание овощей, их строгие размеры, было прописано даже качество. Например, просили, чтобы пучок петрушки был достаточно жесткий, потому что он исполнял роль маракасов. На «Хлебозаводе» два года назад мы устраивали фестиваль, посвященный хлебу, – тогда только зарождалась мода на ремесленный хлеб, который еще не приелся. Был «Дизайн-субботник» «Молодо-зелено», где свои этюды и дипломные работы показывали студенты ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, «райкинцы» – эти спектакли редко видит обычная публика.


О планах

У нас в планах – сделать караван фестивалей по России, потому что в Москве с ними уже все в порядке, а провинции нужны такие праздники – менее формальные и более теплые, чем привычные «Дни города». В Нижнем Новгороде, где мы делали фестиваль несколько лет назад, многие творческие команды узнали друг друга благодаря нам. Seasons стал той площадкой, которая объединила местный креативный класс. Еще хотим сделать европейский фестиваль. Понятно, что за границей уже много таких вещей, но все же кажется, что для формата и концепции Seasons там найдется ниша, и он приживется. Например, мечтаю провести наш летний More Amore где-нибудь на берегу Средиземного моря.

Ольга Сергеева: «Креативный класс в Москве вырастили мы»

Фото: Seasons


О том, как изменилась Москва

Москва за последние годы изменилась в лучшую сторону, но кое-чего мне все-таки не хватает. Например, в центре почти нет «живых окон» на первых этажах – мастерских, маленьких кофеен или книжных магазинчиков, симпатичных магазинчиков с подарками, лавок с винтажной одеждой. Когда гуляешь по столице, появляется ощущение, что москвичи только и делают, что едят в дорогих ресторанах или ходят в аптеки, которые есть на каждом углу. Как у Ильфа и Петрова в городе N – только там авторы жаловались, что в городе засилье похоронных бюро и парикмахерских. Я думаю, что наш город стал бы более человечным, если бы креативная прослойка стала заметнее и активнее.


О секретных местах Москвы

Есть у меня несколько секретных мест – и я ими с удовольствием поделюсь, потому что нужно, чтобы о них узнало больше людей. Советую проект «Розетка и кофе» на Покровке – крошечная кофейня с отменным капучино и латте. На «Флаконе» есть кофейня «8/25» – они тоже отличные ребята. Прелесть таких мест, в отличие от сетевых, в том, что бариста тебя узнают и помнят, что ты любишь. Кроме напитка, получаешь еще и человеческое общение, а это бесценно. Ну, а рядом с метро Новослободская есть «Фрау Бротхен» – кондитерская с самым лучшим на свете медовиком.

18 мая