Попросили литературного критика Константина Мильчина назвать книжные новинки этого месяца, которые никак нельзя пропустить. В подборку вошли нежный текст о детских травмах и любви, новый роман автора «Большой маленькой лжи» и нестандартная китайская книга о Тайване, экологии и мифологии.
Главные герои — три персонажа: две девушки и один молодой человек. Все они плюс-минус 30-летние, но мы видим их историю начиная с детства в 1990-е, затем юношества в 2000-е и уже вхождения во взрослую жизнь в 2010-е. Всех их объединяет одно: они недополучили родительской любви и нормального отношения. Из-за личной детской травмы герои не понимают, как им жить дальше. А еще эта книга о любви, которая, с одной стороны, невозможна, а с другой — ее, конечно же, все хотят. «Сезон отравленных плодов» — умный и нежный текст, тираж которого уже почти разошелся. Так что можно сказать, что это почти бестселлер по нынешним временам.
Тезис немного спорный, а книга интересная. Лиана Мориарти — та самая писательница, которая сочинила роман «Большая маленькая ложь», по нему еще был снят отличный сериал. Действие книги разворачивается в Австралии. Сюжет построен вокруг немолодой семейной четы, которая когда-то тренировала теннисистов. У них четверо детей, все тоже несостоявшиеся великие теннисисты. В один день к пожилой, но вполне еще бодрой паре приходит босая, окровавленная девушка и говорит, что ее избил парень. Все начинают жалеть героиню, и теперь она поселяется у них в роли бесплатной прислуги, кухарки и уборщицы. При этом она каким-то образом разрушает семью изнутри. А в другом сюжетно-временном пласте, спустя год, мы понимаем, что жена из семьи куда-то исчезла и полиция подозревает в убийстве мужа. И вот развиваются два сюжета: один — в котором, возможно, было какое-то преступление, другой — в котором мы, возможно, видим, как это преступление задумывалось и совершилось. Странным образом выясняется, что в итоге это не детектив. И это не спойлер.
Шедевр тайваньский литературы — по крайней мере, так нам обещает обложка. В предисловии У Мин-и признается в любви Чехову и Достоевскому. Тут тоже, как у Лианы Мориарти, два сюжетно-временных пласта, причем один вроде бы реалистичный, а другой кажется сказочным. В одной линии нам рассказывают историю молодого человека, который живет в племени на некотором острове, а в другой — в современном Тайване девушка пытается изжить свою трагедию. И вот эти два временных, сюжетных, литературных пласта перемежаются, сплетаются в какой-то сложно устроенный канат: тут и про жизнь на прекрасном острове в Тихом океане, и про экологию, и про древнекитайскую мифологию. Все очень нестандартно, но на самом деле это общая черта всей китайской литературы.
05 апреля, 2022