В «The City. Говорим» редактор и автор книг «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» Максим Ильяхов рассказал о том, почему в работе важен эмоциональный интеллект, что такое диджитал-этикет и можно ли отправлять голосовые сообщения в деловой переписке.
Стало очень нервно. Человечеству не хватает такой вещи, как эмоциональный интеллект — это способность одного почувствовать состояние другого. Например, уловить подавленность, агрессию или грусть — базовые эмоции, которые многие испытывают.
Много лет мы учились коммуницировать письменно — через мессенджеры и письма, к тому же делать это структурированно. А в последние три месяца стало важным общаться голосом. Стали распространенными такие явления, как встречи в формате town hall, когда руководитель выходит, рассказывает что-то сотрудникам, они отвечают ему, идет живое обсуждение. Во всех компаниях, в которых я это наблюдал, это стало спасительной соломинкой.
Голосовые сообщения все больше становятся нормой, потому что мы понимаем, где и когда это уместно. Это такая же новая реальность, как курьеры, которые доставляют еду, или роботы, которые звонят, чтобы сообщить код, — часть нового информационного ландшафта. Но все еще есть правила: нельзя отправлять голосовые незнакомым людям первым сообщением; не стоит делать это, не спросив.
Если в компании отдел обучения или кадры берутся за вопрос цифрового этикета либо хотя бы сделали свод правил о том, как правильно и неправильно, — качество общения в компании резко повышается. Это в интересах компании, чтобы были внутренние регламенты. Самое простое, что можно сделать, — ввести часы общения в рабочих чатах и деловой переписки. Условно, если вам написали с восьми вечера до семи утра, то на эти сообщения можно ответить с началом рабочего дня. Это банальное правило освобождает людей от необходимости сидеть в чатах по ночам.
То, чем сейчас оклеены вагоны метро, — совершенно новый уровень того, как может общаться с аудиторией муниципальная организация. Это на уровень выше того, как общается со своими пассажирами лондонское метро. Некоторые организации в этом плане стали буквально великолепны. Появились системы ЖКХ, сайты, которые помогают управлять домом. И там появляются надстройки, которые помогают писать более дружелюбные объявления. Технологии подстегивают людей быть более дружелюбными.
Надо понимать, что люди, которые критикуют других за неграмотный текст, делают это не из-за самого текста, а чтобы почувствовать себя лучше. Это есть всегда. Какое-то время было модно указывать на ошибки в тексте, потом пришла очередь дизайна. Но сейчас уровень терпимости растет, потому что те люди, которые раньше могли критиковать других за отсутствие запятых, сейчас сами с удовольствием эти запятые пропускают. Чем дальше мы живем, тем сложнее структурировать все вокруг себя и заставлять себя писать грамотно.
Эфир The City от 25 апреля
27 апреля, 2022