5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева

5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева

В Музее Москвы открылась персональная выставка российского художника-подводника Александра Пономарева «Без берегов». Во всем мире он известен как автор масштабных инсталляций в неожиданных местах: в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Рассказываем, что можно увидеть на территории Провиантских складов до 31 июля.

Икар

5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева

Выставка начинается с «Икара» — большой железно-цементной птицы, установленной во дворе Музея Москвы. Второе название этого объекта — «Понолет», по аналогии со знаменитым орнитоптером «Летатлин» художника, дизайнера, а еще и тоже моряка Владимира Татлина. Для Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманного им аппарата обладает большей значимостью, чем технические характеристики — художественное видение вытесняет полезность конструкций. «Икар» никогда не сможет взлететь, но благодаря своей минимальной материальности, полому фюзеляжу и узким крыльям, аппарат производит впечатление чего-то неустойчивого и летучего. Если подойти к «Икару» поближе — он начнет махать крыльями


Ветрувианский человек

5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева

Проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. «Ветрувианский человек» — перформанс 2014 года, который прошел на судне Российской академии наук, пересекавшем в тот момент Атлантический океан. Между его мачтами была подвешена конструкция — увеличенная копия ветроуказателя, внутри которой в позе Витрувианского человека Леонардо да Винчи и находился художник. Главная мысль — пропорции ветрообразования являются одним из символов природного постоянства.


Уроборос

5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева

В 2021 году на египетском плато Гиза появился «Уроборос» — огромный арт-объект, символизирующий бесконечность человеческой жизни. Инсталляция состоит из двух «солнечных лодок», привести в движение которые может любой желающий. Солнечные ладьи — часть египетской мифологии, а также вполне реальные археологические находки. В основании объекта — панно, на которое нанесены тексты древних египтян, обнаруженные в ходе археологических экспедиций российскими исследователями. В центре панно — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. 12-метровое керамическое панно подобное этому также можно будет увидеть и на выставке в Музее Москвы.


Point of view

5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева

Волшебный лес перископов — в мире Александра Пономарева возможно и такое. Для инсталляции художник использовал два больших дерева, поваленных бурей где-то в Альпах. А вот главные персонажи этой работы — две фигуры моряков в натуральную величину. Впервые инсталляция была показана в 2008 году в итальянской галерее Galleria Nina Lumer. Специально созданный с помощью вентиляторов ветерок создавал впечатление полета. Александр Пономарев объясняет необычное положение моряков так: они зрят в суть вещей, расширяя и меняя наш взгляд на привычный окружающий мир. В Музее Москвы представлен эскиз к данной работе.


Конкордия

5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева

Покрытый льдом макет судна «Коста Конкордия» первыми увидели посетители павильона Антарктиды в Венеции в 2014 году. Concordia в переводе с латыни означает «гармония» — олицетворение согласия, договора или пакта. Также это часть названия круизного лайнера, потерпевшего крушение у берегов Италии в 2012 году после ошибки его капитана, который покинул судно до того, как началась эвакуация. Однако расторгнутым оказался не только договор между пассажирами и капитаном. В этой работе Александр Пономарев также стремится подчеркнуть хрупкость Договора об Антарктике 1959 года. Именно это соглашение приостановило военную деятельность и суверенные претензии на территории континента, ограничив человеческую деятельность там мирными научными исследованиями. Поскольку глобальная борьба за ресурсы усиливается, будущее этого договора также находится в опасности.

Где: Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2
Когда: с 8 июня по 31 июля
Билеты по 200 рублей

Фото: Предоставлено пресс-службой

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости