В Центре Вознесенского до 26 июня открыта выставка с непростым названием «Грезы о молоке. Семиотические исследования к экранизации романа „Мифогенная любовь каст“». В ее основу как раз лег постмодернистский роман Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна «Мифогенная любовь каст», который отпраздновал 20-летие. Собрали несколько причин, почему вам точно надо успеть увидеть эту экспозицию.
Владимир Сорокин. Herr Karlsson. 2022/Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского
Роман часто называли сокращенно «МЛК». Если добавить в эту аббревиатуру гласные, то получится слово «молоко». Кстати, именно такое безогласовочное написание использовалось на древнерусских иконах и в древнееврейских текстах.
Дмитрий Шабалин. Без названия. 2022/Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского
«Грезы о молоке» — грандиозная выставка, для которой 40 художников «экранизировали» культовый роман «Мифогенная любовь каст». Масштабность проекта позволяет рассказать о множестве художественных практик и передать мистический дух книги, похожей на большое путешествие по культурному бессознательному разных народов.
Роман «Мифогенная любовь каст» произвел революцию в литературе, став одним из главных текстов 2000-х. Книгу называли и новыми «Войной и миром», и психоделическим «Властелином колец», а за Ануфриевым и Пепперштейном быстро закрепилась слава «русских Берроузов». Критик Лев Данилкин в своей рецензии описал роман так: «Пепперштейн, воспользовавшись „Колобком“ как Розеттским камнем, расшифровал советский язык и советскую историю».
Егор Кошелев. Дунаев и пенек. 2022/Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского
Удивительный мир книги открыл грандиозный простор для художников, работающих в совершенно разных стилях. Герои романа — это парторг Дунаев, Колобок, Буратино, Аленушка, ученый по имени Тарковский и еще тысячи персонажей из фольклора, реальной истории и массовой культуры. Бóльшую часть произведений на «Грезах о молоке» авторы создали специально для выставки по просьбе Павла Пепперштейна. Каждая работа выхватывает из богатой вселенной романа отдельный сюжет или персонажа. Видео, инсталляции, живопись, графика, скульптура — на выставке представлены практически все актуальные жанры.
В числе художников — настоящие звезды российской арт-сцены нескольких поколений: Владимир Сорокин, Андрей Бартенев, Сергей Бугаев (Африка), Елена Елагина и Игорь Макаревич, Ринат Волигамси, Саша Фролова, группа «ППСС» и еще почти полсотни авторов. Каждый из них по-своему подошел к визуализации книги. Так, стрит-арт-художник Вова Перкин написал очень яркое полотно, напоминающие кадр из кислотной анимации, а писатель Владимир Сорокин создал пугающий образ в духе своей прозы.
Фрагмент экспозиции выставки «Грезы о молоке»/Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского
Выставка «Грезы о молоке» создана как кино. Полотна и даже объекты, подобно кинокадрам, образуют связный рассказ, передающий не только сюжет, но и психоделический дух книги. Еще один эффект фильма создают аутентичные железнодорожные фонарики, в которых спрятаны цитаты из романа «Мифогенная любовь каст». Режиссер Франсуа Трюффо когда-то сказал: «Фильмы — это поезда в ночи». Действительно, поезд — это идеальная метафора кино, бегущих друг за другом кадров.
Выставка открыта в Центре Вознесенского до 26 июня. Билет стоит 300 рублей.
25 мая, 2022