Иван Кудрявцев: «„Асса“ в кино — это образцовый must-see. Точнее, просто must»

Культовый советский фильм «Асса» режиссера Сергея Соловьева повторно вышел в прокат ко дню рождения Виктора Цоя. Директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение» Иван Кудрявцев рассказал The City о том, почему «Асса» не теряет актуальности, какие еще отреставрированные советские фильмы москвичи вновь увидят в кино и почему ходить на классику — это мировой тренд.

— Почему для проекта «Мосфильм. Золотая коллекция» в кино была выбрана именно «Асса», а не более популярные, скажем так, массовые фильмы отечественного кинематографа — «Бриллиантовая рука», «Девчата», «Москва слезам не верит»?

— Мы искали для старта нашего проекта фильм, который сможет стать событием в прокате одновременно для разных поколений. И мы выбрали «Ассу», потому что 21 июня мы отмечаем день рождения Виктора Цоя, который снимается и исполняет титульную песню в фильме. Мы решили сделать подарок не просто миллионам поклонников музыки «Кино», но и тому поколению, которое сделано из «Ассы», и тем молодым, кто в теме, кто, скажем так, знает, какие вещи нельзя не знать. К таким вещам, несомненно, относится «Асса» и все то, из чего она соткана. Это концентрированный заряд важнейших кодов нашей культуры. И если вы хотите знать, что такое настоящий must-see, то вот — это «Асса».

Мне кажется, что фильм будет здорово посмотреть и тем, кто уже смотрел его в конце 1980-х, и тем, кто впервые пойдет на него в кинотеатр.

Иван Кудрявцев: «„Асса“ в кино — это образцовый must-see. Точнее, просто must»

Кадр из фильма «Асса»/Kinoart.ru

— Кто сегодня основной зритель «Ассы»? Будет ли интересна картина молодежи?

— Фильм будет интересен молодым людям, самый живой интерес он вызовет именно у них. Моим детям 15 и 18 лет, мы недавно с ними ходили в кино на «Брата» Балабанова, потом пошли на «Зеркало» Тарковского. Так вот, мы с женой и тестем были единственными взрослыми в зале на этих сеансах.

Сегодня у поколения подростков, у молодых взрослых, настолько не принято быть непросвещенными, настолько стыдно не знать какие-то вещи в музыке и в кино, что они постоянно жадно ищут все эти сокровища нашей и мировой культуры. К этим сокровищам, несомненно, относится кино Тарковского, кино Балабанова, конечно же, кино Сергея Соловьева — «Асса». Вся музыка, которая вошла в фильм, тоже относится к этим сокровищам: «Аквариум», раннее «Браво» с Агузаровой и, конечно же, Цой.

— В чем уникальность «Ассы»? Почему это самая известная работа Соловьева?

— Картина стала очень точным попаданием в дух времени. Сам Соловьев в одном из интервью вспоминал, что идею принес Сергей Ливнев, сын документалиста Марины Голдовской. Тогда он учился во ВГИКе на оператора, но мечтал стать сценаристом. Он будто бы рассказал Соловьеву как затравку концепт, где в одном из эпизодов молодые ребята устраивают что-то вроде порностудии в хрущевке. Но Соловьева зацепила не сама студия, а описанная странная жизнь вокруг — очень дерзкая, очень неординарная и при этом, как он говорил, «какая-то очень серьезная». Если мы посмотрим на мальчика Бананана, героя Сергея Бугаева (Африки), и тех, кто его окружает, мы подумаем: «Ну что за дураки такие? Кто это такой вообще? Они клоуны, что ли?» Но мы же понимаем, что это все очень серьезно. И что смешны отчего-то вдруг все эти серьезные дяди и тети вокруг. И несерьезность банананов — это если и шутовство, то в самом высоком, шекспировском смысле слова. Только не натужное, не сценическое, а легкое, как дыхание, как жизнь. А это и есть сама жизнь.

Иван Кудрявцев: «„Асса“ в кино — это образцовый must-see. Точнее, просто must»

Кадр из фильма «Асса»

«Асса» — полный мудрости, ироничный взгляд Соловьева на происходящее, на жизнь эту во всей ее полноте и противоречивости. В фильме заложено очень много смыслов, это памятник времени. Когда мы решили выпускать «Ассу» в повторный прокат, я вообще задумался над тем, что такое памятник. Памятник же вроде как вещь недвижимая, стоящая на месте, застывшая во времени? Но на самом деле вокруг памятника жизнь бурлит, кипит, меняется год за годом, эпоха сменяет эпоху. И само движение вокруг делает эту, если хотите, динамику памятника очень мощной. Поэтому мы никогда не увидим одну и ту же «Ассу», мы всякий раз будем видеть новый фильм, потому что всякий раз будем видеть его другими глазами.

— Остается ли фильм актуальным сегодня? Почему?

— В фильме поднимается вечная тема, которая актуальна всегда, — это конфликт поколений. Но конфликт — за что? В одной из критических заметок сказано, что «Асса» — это элегическая ода Крымову, герою Станислава Говорухина, а не мальчику Бананану и не Алике, которая в него влюблена.

Крымов — романтик прошлого, который стал слишком тяжеловесным для эпохи. У него есть свои представления о том, что правильно и что неправильно. Но они почему-то вдруг уже не вписываются в новое время. Потому что камертоном правильного становится любовь. В лице Алики она ускользает от Крымова к этому воздушному, невероятному мальчику Бананану.

Соловьев смотрит с иронией и грустью и на Крымова, и на мальчика Бананана, которым предстоит бороться за любовь. Но настоящая любовь безусловна. Наверное, поэтому ее никогда не получится жадно присвоить себе. Автор никогда не устареет.

— Какие еще ленты ждать в прокате проекта «Мосфильм. Золотая коллекция»?

— Мы начали с «Ассы», а продолжим фильмом «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии. Уникальная вещь, на которую Данелию вдохновил Тонино Гуэрра, его друг и коллега. Именно он сказал, что в России все холодное и пора бы снять «теплую» картину. И Данелия не нашел ничего лучше, как снимать народных артистов СССР — Яковлева, Леонова, Любшина — в зной, в пустыне, среди песков.

Существует множество баек про этот фильм. Одну из них рассказывал и сам режиссер. Как-то один из крупных американских продюсеров настолько поразился спецэффекту с полетом пепелаца, что начал выпытывать у мастера секреты. Данелия сказал, что никакого секрета нет: он просто взял новейшую технологию у советских военных, так что нужно обратиться именно к ним — раз уж дали мне, Данелии, значит, могут сообщить и вам, просто надо у них как следует попросить. И продюсер, послушав режиссера, действительно пошел к военным за технологией секретных полетов таких объектов, как пепелац. Данелии потом звонили и возмущались, спрашивали, зачем же он такие вещи вытворяет. А Данелия говорил им: раз уж американец поверил, что у советских военных даже такая штука может летать, значит, они верят и в вашу полную, абсолютную всесильность!

Иван Кудрявцев: «„Асса“ в кино — это образцовый must-see. Точнее, просто must»

Кадр из фильма «Ширли-мырли»/Mosfilm.ru

В августе мы покажем авантюрный шедевр Владимира Меньшова «Ширли-мырли» — удивительный эксперимент нашего оскаровского лауреата. Осенью снова вернемся к Данелии, Вахтангу Кикабидзе и Фрунзику Мкртчяну. Мы покажем во всей красе с экранов белозубую улыбку Кикабидзе, фирменную жестикуляцию Мкртчяна, размах крыльев Ту-144 и, конечно, горы. В общем, мечта сбывается — мы покажем «Мимино»! Все мы видели этот фильм 500 миллиардов раз по телевизору, но, бьюсь об заклад, почти никто из нас не видел «Мимино» на большом экране.

— Почему повторный прокат становится все более популярным? Этот тренд возник после отмены голливудских премьер или раньше?

— Этот тренд возник не в России, но у нас в полный рост проявился во время пандемии, когда прокат во всем мире столкнулся с серьезнейшим дефицитом нового контента из-за паузы в производстве.

В мире этот тренд появился задолго до пандемии. Это ведь очень здоровая и правильная привычка любителей кино, осознанных зрителей в крупных мировых столицах. Киноману из Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Берлина не нужно объяснять, почему ретроспектива Жан-Люка Годара обязательна для посещения. Люди знают, как важно быть насмотренным, как важно находить новые источники вдохновения. А если ты не современник Годара и не попал на премьеру его фильма, потому что родился на 30 лет позже, что же, из-за этого и Годара не смотреть? Идти и смотреть обязательно, не пропускать ни в коем случае такие вещи! Поэтому повторный прокат — это всегда событие, которое можно и нужно ловить в кино. К нам это пришло чуть позже, в мире началось чуть раньше, но повторный прокат — совершенно точно глобальный культурный тренд, а не сиюминутное веяние.

— Какие еще офлайн-проекты есть у киноканалов медиахолдинга «Цифровое Телевидение»? Куда вы еще хотите пригласить зрителя этим летом?

— Поклонников жанра хоррор ждет «НСТ Хоррор Фест» — первый крупный международный жанровый кинофестиваль, где мы показываем умные авторские хорроры и триллеры главных мировых фестивальных площадок и самых экзотических территорий.

В течение года мы также устраиваем специальные события. Так, 18 июня, на неделю раньше официальной премьеры, в 25 городах под эгидой «Хоррор Феста» мы покажем фильм Алекса Гарленда «Род мужской». А еще через пару недель проведем новый «Хоррор Фест Уикенд», где покажем такие хиты, как «Солнцестояние» и «Реинкарнация», «Страшные истории для рассказов в темноте», «Убийство священного оленя», «Твин Пикс: Сквозь огонь».

А тех, кто думает снимать кино сам, кто только начинает снимать кино, тех, кто вообще работает с кино, молодых профессионалов, я приглашаю на семинар-интенсив «Искусство питчинга», который под эгидой Министерства культуры РФ мы проведем 27–29 июня.

17 июня

Новости