Старина Годзилла снова спасает мир, Фатих Акин показывает его темную сторону, а аниматоры рассказывают добрые сказки, одинаково важные и для детей, и для взрослых. Кинокритик Егор Москвитин – о премьерах недели.
В год, когда эталоном фильма-катастрофы считается мини-сериал «Чернобыль», в прокат вдруг выходит «Годзилла-2: Король монстров». И это кино родом из тех времен, когда героем боевика был Мэттью Бродерик, а режиссером номер один – Роланд Эммерих. Исследовательница монстров (Вера Фармига) вместе со своей дочерью (Милли Бобби Браун) работает на организацию «Монарх» и в целом успешно контролирует поведение титанов – гигантских монстров. Но легкомысленные экотеррористы совершают налет на лабораторию корпорации, похищают барышень и пробуждают из недр земных и пучин морских аж полтора десятка чудовищ. Остановить их смогут лишь муж и отец пленниц (Кайл Чендлер), ну и, конечно, главный герой первой части – добрый старый пес в теле динозавра, Годзилла.
Драматургия фильма до того старомодна и наивна, что в ней даже можно найти очарование, но, скорее всего, зритель просто будет зевать и хихикать. Зато битвы чудовищ и разрушения городов изображены оригинально: из-за кромешной тьмы, вечного ливня и хмурой морды Годзилла вдруг превращается в трагического героя нуара. Типа Хамфри Богарта. Только без шляпы.
Самый шокирующий фильм Берлинского кинофестиваля – натуралистичная и нарочито отталкивающая история про гамбургского маньяка Фрица Хонку. На фоне «Золотой перчатки» какой-нибудь «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера – сборник философских эссе на глянцевой бумаге. А какой-нибудь «Груз 200» Алексея Балабанова – пример максимального гуманизма в художественном замысле, основным инструментом воплощения которого режиссер сознательно выбирает насилие и страх. А вот чего хочет добиться в «Золотой перчатке» немец турецкого происхождения Фатих Акин (автор фильмов «На пределе», «Шрам» и «Образы Европы») – большая загадка. Показать, как послевоенная страна продолжила жить насилием? Вывести на чистую воду приветливых и аккуратных бюргеров? Изобразить жестокость настолько мерзкой, чтобы зритель осудил помешанную на ней массовую культуру? Или просто эпатировать публику, начав свое турне с самого политизированного в мире кинофестиваля? Если вам нравится вести в кино собственные расследования, то «Золотая перчатка» – вызов, который стоит принять.
Вторая часть мультфильма, сделанного совместными усилиями американских, французских и японских аниматоров. Не кино, а почти двухчасовая прогулка по нью-йоркскому Центральному парку с очень жизнерадостными, но непослушными питомцами. Абсолютный восторг, если вы терпеливый и энергичный хозяин. И та еще мука, если нет. Важный момент: как и любой современной мультфильм, который хочет заработать миллиард долларов, «Тайная жизнь домашних животных 2» рассказывает две истории сразу – одну для детей и одну для взрослых. У зверят тут те же проблемы, что и людей: депрессия, синдром самозванца, комплекс спасителя и так далее. И их пушистый пример вдохновляет зрителя относиться к себе проще. А появление в сюжете диких животных – вроде амурского тигра из цирка – делает эту семейную историю еще симпатичнее (и позволяет самым безумным критикам относить этот мультик к политическим высказываниям про золотой миллиард и мигрантов).
В августе в наш прокат выйдет «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, где незримым антагонистом выступает Чарльз Мэнсон – глава секты «Семья», по приказу которого юные хиппи летом 1969 года жестоко убили беременную актрису Шэрон Тэйт. Фильм «Так сказал Чарли» – повод подготовиться к настоящему кинособытию сезона и разобраться в психологии Мэнсона и девушек, которые его боготворили. У режиссера Мэри Хэннон – большой опыт изображения харизматичных маньяков: это она экранизировала «Американского психопата» и долго вела сериал «Последователи». А на актера Мэтта Смита и актрис Сьюки Уотерхаус и Грэйс Ван Дин всегда приятно смотреть. Но важным событием «Так сказал Чарли» не назовешь: это очень специфическое кино.
Прекрасная японская анимация – хрупкая, как акварель, и тонкая, как карандаш. Из океанариумов по всему миру исчезают морские существа. А несколько подростков пытаются понять, что происходит. У режиссера Аюму Ватанабэ не только безупречный вкус, но и теплое чувство юмора, и это важно. Потому что без комических разрядок в сюжете японская мультипликация может и депрессию вызвать. Уж слишком красив и совершенен ее мир – в отличие от того, в котором живем мы.
30 мая, 2019