В поисках корейской мечты: каким получился новый «Бумажный дом»

В поисках корейской мечты: каким получился новый «Бумажный дом»

24 июня на платформе Netflix вышел корейский «Бумажный дом». Удалось ли создателям сохранить магию испанского шоу и повторить успех своего предшественника? Попробуем разобраться.

Netflix

Оригинальный «Бумажный дом» транслировался с 2017 по 2021 год и из успешного испанского сериала довольно быстро превратился в главный хит Netflix. Красные комбинезоны и через некоторое время корейское шоу «Игра в кальмара» стали едва ли не главными источниками дохода стримингового сервиса. В каком-то смысле новый проект объединяет эти два элемента и создает идеальную рецептуру для привлечения потока аудитории.

Главное, что нужно помнить, — перед нами чистокровный ремейк, построенный на фундаменте другого государства. Если отбросить завязку и исторические условия, то общие черты сюжета совершенно такие же, как у испанского первоисточника. Интеллектуал в очках — не кто иной, как Профессор (Ю Джи-тхэ), — спланировал безупречное ограбление. Для его реализации герой находит людей — команду отчаявшихся и потерянных, чей бэкграунд раскрывается по мере развития истории.

Социальный и экономический контекст испанского шоу был не менее важным, чем захватывающие сюжетные линии. Неудивительно, что после успеха проекта атрибуты сериала (маска Сальвадора Дали и песня Bella Ciao) стали использоваться на настоящих протестах. Ограбление Монетного двора в Мадриде практически дало голос тем, кто недоволен системой и экономической ситуацией. В этом плане корейцы делают более амбициозный и интересный шаг: позволяют пофантазировать на тему будущего одного народа.

В поисках корейской мечты: каким получился новый «Бумажный дом»

©Netflix

Действие происходит в ближайшие годы, а точнее в 2025 году. Молодая девушка из Северной Кореи украдкой слушает K-поп и жадно поглощает культуру соседней страны. Общество живет в страхе и надежде, что вот-вот все переменится. Ждать приходится недолго: Северная и Южная Корея создают совместную экономическую зону, которая служит в качестве теста перед ближайшим воссоединением двух территорий. Границы понемногу стираются, северокорейцы без труда переезжают в более развитую соседнюю местность. А в Пхеньяне тем временем проходит концерт BTS — не это ли главный признак наступающей свободы?

Тем не менее не все столь благополучно, и уже совсем скоро веяния независимости сменяются ветром безнадежности. Поток мигрантов в Сеул закономерно предвещает рост низкооплачиваемой работы. Богатые быстро богатеют, а бедные оказываются в плачевном состоянии. Между разными социальными слоями возникает пропасть, что в конечном итоге порождает высокую преступность. Критика капитализма звучит на каждом шагу, что, впрочем, не редкость для корейского кино (вспомните ту же «Игру в кальмара» или работы оскароносного режиссера Пон Джун-хо).

Культурные особенности Северной и Южной Кореи обволакивают знакомую структуру, превращая ее в нечто большее, чем просто копирку. Например, когда воры захватывают здание, заложники разделяются по происхождению. Между героями то и дело возникают споры из-за навязанных представлений друг о друге, а сигареты из КНДР оказывается гораздо крепче южнокорейского табака. Да и дело не только в стереотипах, а, скорее, в новых идентичностях, сформировавшихся за 80-летнее разделение. Берлин (Пак Хэ-су), выходец с Севера, более авторитарен, чем Профессор — южанин и приверженец демократических методов. Национальные признаки также проглядывают в мелких деталях, которые легко упустить из вида.

В поисках корейской мечты: каким получился новый «Бумажный дом»

©Netflix

Показательна сцена, где герои выбирают себе прозвища. Профессор говорит, что им необходимо держать в тайне друг от друга свои настоящие имена и возраст. Казалось бы, ничего необычного в этом нет. Однако мужчина, который нарекает себя Москвой (Ли Вон-джон), выражает подобие недовольства тем, что придется говорить без так называемых формальностей. Объясняется это довольно просто: в корейском языке есть особые обращения к людям, которые меняются в зависимости от статуса, возраста и половой принадлежности. Подобная специфика и историческое положение двух государств красной нитью проходят сквозь хронометраж.

Новый «Бумажный дом» — это смесь любовного послания оригиналу и размышления о собственном будущем. Сладко-горькие мечтания о потенциальном пути, преображении демилитаризованной зоны (место, которое разделяет Корейский полуостров и где представители двух стран ведут переговоры), попытке разрушить геополитическое напряжение.

В поисках корейской мечты: каким получился новый «Бумажный дом»

©Netflix

Но почему же тогда это не работает? Ответ довольно прост: испанское шоу держало в напряжении каждую клеточку тела, но корейское, вступая на ту же тропу, разрушает эффект неожиданности. Скопированные архетипы персонажей вместо прилива любви вынуждают тосковать по тем старым добрым Токио, Рио, Найроби. Подмигивая своему предшественнику, сериал выглядит фанатским ответом для тех, кто за пять сезонов каким-то чудом не успел утомиться. Вполне вероятно также, что остались люди, которые не знакомы с оригинальным сериалом. Для них смесь триллера и игры с историей действительно может стать проводником во вселенную Робин Гудов. Остальные же рискуют заскучать уже после того, как выключается трек BTS — DNA.

Текст: Гульназ Давлетшина

Фото: ©Netflix

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

27 июня, 2022