Щукин, Арно, Кабаков: 5 главных выставок этого лета

Этим летом в московских музеях не будет каникулярного затишья, а вокруг некоторых наверняка выстроятся очереди. Арт-обозреватель Ирина Осипова – о том, какие выставки важно не пропустить в ближайшие месяцы.

«Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ

Поль Гоген. «Сбор плодов». 1899. Фото: ГМИИ имени А. С. Пушкина

ГМИИ, главное здание

Волхонка, 12

Два года назад выставка картин из дореволюционной коллекции московского купца и мецената Сергея Щукина, проходившая в фонде Louis Vuitton, буквально взорвала Париж (за четыре месяца ее посмотрели больше миллиона человек). Еще бы – коллекция великолепная, денег на понравившиеся в парижских галереях работы он не жалел, первым в России стал покупать Моне, забрал себе большую часть таитянского цикла Гогена, переключился на Сезанна и Пикассо, заказал Матиссу знаменитые панно «Музыка» и «Танец». Словом, что ни картина, то шедевр. Соперничать с ним мог только Иван Морозов. После революции их собрания национализировали, потом объединили в Музей нового западного искусства, потом поделили между Пушкинским и Эрмитажем. Сначала в Париже, а теперь и в Москве с Питером восстановят историческую справедливость – покажут по отдельности коллекции каждого собирателя, которые по сути – портрет человека, проявление его пристрастий и характера. В Пушкинском начнут с коллекции Щукина и его братьев, которые тоже собирали искусство, а в Эрмитаже в это же время выставят собрание Морозова. Билеты лучше покупать заранее – ажиотаж гарантирован.


19 июня – 15 сентября
Билеты: взрослый – 600 рублей, льготный – 300 рублей, дети до 16 лет – бесплатно


«Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» в ГМИИ

Bertrand Lavier. Empress of India II. Фото: ГМИИ имени А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Волхонка, 14

Одновременно с собранием Щукина в Пушкинском показывают еще одну частную коллекцию, но уже современную. В Париже щукинских импрессионистов принимал Фонд Louis Vuitton, и теперь в Москву привозят личную коллекцию его основателя Бернара Арно. Круг его интересов – от классиков ХХ века до наших дней. Возможности, как не сложно догадаться, ограничены только рыночным предложением. В сумме это дает эталонную коллекцию, которая может соперничать с музейными. В Москве покажут «самый сок»: живопись и скульптуру Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Кристиана Болтански, Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Жан-Мишеля Баския, Бэнкси, Маурицио Каттелана и еще пару десятков звездных имен.


19 июня – 29 сентября
Билеты: взрослый – 500 рублей, льготный – 250 рублей, дети до 16 лет – бесплатно


«Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма

Фешин Н. И. «Дома в Нью-Йорке». Частное собрание. Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Ленинградский проспект, 15, строение 11

Герои выставки – два ярких и самобытных художника начала ХХ века. Оба родились в Казани, учились в Петербурге, после революции не вписались в советский идеологический канон. Николай Фешин эмигрировал в США, стал там успешным портретистом, а лет 10 назад о нем вспомнили русские коллекционеры, и началась гонка за его лучшими работами с рекордами на аукционах (сейчас он входит в десятку самых дорогих русских художников, рекорд – 10,8 миллиона долларов). В 2012-м его выставку показала Третьяковка, что тоже добавило ему популярности. Павел Беньков из тех авторов, которых Музей русского импрессионизма открывает заново и вытаскивает из забвения. В советские годы он поселился в Самарканде, где поспокойнее относились к «формализму» и не преследовали за «неправильную» живопись, да и яркие краски всегда вдохновляли живописцев. Выставка двух друзей-живописцев таким образом становится историей про сложный человеческий выбор, который после революции стоял перед многими. В экспозиции покажут блестящую живопись обоих, собранную из музеев и частных собраний. Что ценно – привезут работы Фешина из музея в Казани, где хранится самая большая подборка его ранних и наиболее интересных картин.


5 июня – 24 сентября
Билеты: 300 рублей


Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Как встретить ангела» в «Гараже»

Фото: музей «Гараж»

Музей «Гараж», Площадь Искусств

Крымский Вал, 9, строение 32

Десять с небольшим лет назад большой выставкой живого классика, основателя московского концептуализма, самого известного в мире (и дорогого) современного русского художника Ильи Кабакова и его жены Эмилии открывался «Гараж». А этим летом около музея появится его романтическая (или утопическая?) инсталляция «Как встретить ангела». Маленький человек, вырывающийся из сковывающих его обстоятельств, – давняя и любимая тема Кабакова. В 80-е его герой улетал в космос из своей комнаты в коммуналке (одна из самых известных тотальных инсталляций художника), теперь же лестницы поднимают его вверх, к облакам. Он тянется к небу, и никто не знает, чем оно ему ответит. Чтобы увидеть работу, необязательно идти в музей, она расположена снаружи. Отлично совместить осмотр с походом в кино – в летнем кинотеатре «Гаража» интересная программа.


6 июня – 31 октября
Бесплатно


«Свободный полет» музея AZ в Новой Третьяковке

Иллюстрация: Третьяковская галерея

Новая Третьяковка, «Лаборатория»

Крымский Вал, 10

Музей AZ (частный музей художника Анатолия Зверева) показывает в Москве экспозицию, объединяющую режиссера Андрея Тарковского и живопись «второго авангарда», художников-шестидесятников. Время, в которое они жили, не очень-то способствовало «свободным полетам», но в творчестве им это все-таки удавалось. Выставка – микс из трех прошлых проектов музея, которые были посвящены режиссеру и проходили на разных площадках (последняя часть год назад была специально сделана для Фонда Франко Дзеффирелли во Флоренции), а теперь соединились. Основной тон здесь задает Тарковский, экспозиция строится вокруг трех знаменитых фильмов: «Андрей Рублев», «Сталкер» и «Солярис». Ему вторят работы художников Дмитрия Плавинского, Владимира Немухина, Франциско Инфанте, Эрнста Неизвестного, Олега Целкова, ну и Зверева, разумеется, – все из личной коллекции Наталии Опалевой, основательницы музея AZ. Обещают сложно выстроенное пространство и тотальную инсталляцию, где зритель сможет сам выстроить параллели между кино и живописью.
Выставка станет первой в том пространстве, которое до апреля этого года принадлежало ЦДХ, а теперь считается новым крылом Третьяковки и в ожидании большой реконструкции называется «Лабораторией».


21 июня – 22 сентября
Билеты: взрослый – 400 рублей, льготный – 200 рублей, дети до 7 лет – бесплатно

Ирина Осипова

31 мая