В лектории «Прямая речь» Дмитрий Крымов рассказал о своем новом спектакле, потенциальной сенсации следующего сезона – режиссер ставит «Бориса» по мотивам исторической драмы Пушкина. Площадка необычная – Музей Москвы. Премьера назначена на 10 октября. Билеты нужно покупать заранее: за полгода до премьеры они уже наполовину распроданы.
Пушкин всегда будет оставаться актуальным для России. Почему все еще жив для нас «Евгений Онегин»? Дело ведь не в ушедших именах и понятиях, которые Лотман объясняет в комментариях. Дело в том, что герой – 25–летний мальчик, он начал узнавать основы жизни, искусства, языка, основы взаимоотношений между людьми. Это актуальные вещи. А Борис Годунов собрал не то чтобы все плохое... У меня есть ощущение, что Годунов – это наша история, наша земля, наш запах. Пушкин зацепил это, словно экскаватор землю с червями, костями, драгоценностями. Я почувствовал невероятную силу высказывания в стихах.
Мы будем делать спектакль в Музее Москвы. У них есть археологический отдел, и там ты видишь, по чему мы ходим. Как только копнешь глубже 70 сантиметров – человек. И вот в музее мне открывают ящик, а там подметки XVI века – ботинки сгнили, а подметки из толстой кожи остались. И это все под нами, а не в Кремле в гробницах лежит.
На Борисе много срывались, вымещали злобу. Но посмотрите: были пожары – он построил дома, был голод – он открыл житницы. Почему этого никто не ценит? Какой Димитрий? Он убил на пути к этому трону огромное количество людей. А потом сделал многое. Но еще больший революционер был Лжедмитрий – он за год своего правления сделал колоссальные вещи, революционные. И убили его за это!
В моей семье жили вместе театровед и режиссер (Наталья Крымова и Анатолий Эфрос – прим. ред.). Чего маме это стоило, я не знаю, она не говорила об этом. У нее ни одной статьи про папу не было. Она могла сказать «мне не нравится», но за всю жизнь у них был только один скандал. Профессия критика – аналитическая, и мама была замечательным аналитиком. Я думаю, что папа знал все, что она знала, и мог понимать ситуацию, но у него было еще что-то, что позволяет создавать искусство, а не просто в нем разбираться. Надстройка над пониманием.
Я был на некоторых репетициях отца. Очевидно, это неповторимо, потому что не в приемах дело, не во внешних вещах. Это вызывает у меня практически священное ощущение. Как он ставил, я не знаю, и не знают, наверное, даже те люди, которым нужно это знать и повторить. Это нельзя украсть. Главное, что у него даже посредственные актеры очень хорошо играли – он умел ставить задачу. Даже средний актер, если ему правильно поставить задачу, будет выглядеть умно.
В понятие «хороший человек» входит много определений. Туда и пафосные вещи входят, и простые. Например, мы можем молчать вместе. Вообще, это очень редкая категория людей, с которыми можно молчать. При всех разношерстных вещах с моим сыном мы молчим по-родному.
Хороший актер сам, как бильярдный шар, в лузу закатится. А не очень хорошему нужно все выстроить. Хотя плохой и не очень хороший актер – это близко. Знаете, не может быть не очень хороший композитор – ясно же сразу, что это плохой композитор. Или не очень хороший фокусник – тот у которого заяц из шляпы не вытаскивается.
Пример замечательного актера для меня – Высоцкий. Я видел его в роли Гамлета много раз – великолепный, мощный! Его надо было снимать, но не давали. Он должен был с Плисецкой играть, то, что Смоктуновский потом сыграл (фильм «Фантазия» – прим. ред.). Но этого «Гамлета» повторить уже невозможно, да и не нужно. То, что рождается здесь, и ценно здесь, в моменте. Это как бабочка. Она сильнее, чем орел. Она такая отчаянная и прекрасная, потому что живет всего день.
Театр жив, потому что в нем есть что-то мистическое. В этом ведь есть что-то странное, если ты видишь, что человек сначала он – а потом не он. Как это? Это чудо на твоих глазах. И все собираются и ждут этого. Я раньше оставался на всех своих спектаклях и видел, как люди сначала говорили по телефону, а потом выходили на сцену, и были абсолютно другими.
Я надеюсь, что на «Борисе» будут смеяться. Смех ведь бывает разный. Иногда он означает, что человек, который смотрит, так говорит автору: «Я узнал». Это вздох, который может перейти в смех. Это вообще волшебное чувство – смех, Чаплин на этом завоевал мир. Я недавно книжку читал, там рассказывалось, что он приехал в Америку на эмигрантском пароходе, спрыгнул с него и закричал: «Через год все женщины, все мужчины, все дети этой страны будут меня знать!» Через два года его знал весь мир. Он завоевал мир смехом, но смехом сострадательным – его любили и ему сочувствовали, всем этим падениям, тортам в лицо. Смех – это большая гамма, она относится к нашей повседневной жизни, а мы иногда его даже не замечаем. Это фактура жизни. Однажды я видел идеальную реакцию на своем спектакле, когда женщина смеялась и плакала одновременно.
10, 11, 12, 14, 16 октября в 19:00
Билеты: 2 000 – 10 000 рублей
*признан иноагентом Минюстом РФ
01 июня, 2019