В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка Андрея Новикова «Культурный слой». В своих работах художник размещает мягкие игрушки, парящих детей и яркие фигуры людей на фоне полуразрушенных зданий. Так он изображает условных сверхлюдей, которые могут спасти цивилизацию от разрушения. Сходили на выставку и рассказываем, что на ней можно увидеть.
Андрей Новиков — это один из интереснейших представителей современного неореализма. Он жил и работал в Ессентуках, а последний год — в Стамбуле. Часть работ для экспозиции Музея архитектуры он заканчивал уже там. Проект «Культурный слой» — это на сегодняшний день квинтэссенция его творчества. На большей части работ фоном выступает темная разрушающаяся архитектура и некие гипертрофированные фигуры людей или мягкие игрушки. Персонажи — это условные титаны нового времени, которые могут спасти нашу разрушающуюся цивилизацию.
Выставка готовилась несколько месяцев, в нее также включены работы из предыдущей серии художника «Мягкие и не очень». Мы представили в проекте часть работ, где Андрей Новиков изображает мягкие игрушки, потому что в ней тоже активно используется архитектурная тематика. «Культурный слой» — это проект для всех, кто интересуется современным искусством. Здесь нет возрастного или культурного ценза.
Эта картина совместила в себе все идеи, которые были заложены в проекте. На фоне серого полуразрушенного фона мы видим фигуру сабсерфера с собакой. Мужчина парит над пространством. Такое не увидишь в реальной жизни, поэтому этот гигантский персонаж кажется тем самым героем нового времени, способным спасти нашу цивилизацию.
Этот триптих сделан специально для пространства Музея имени Щусева, но Андрей Новиков создавал его уже в Стамбуле. На первой картине, «Фатих», возникают фигуры молодых людей, которые стоят в полуразрушенном красном городе. Здесь художник использует инверсию и изображает персонажей синим цветом с переливами. Такой прием выбран Новиковым не случайно: он выделяет героев на фоне привычной реальности, при этом их фигуры больше похожи на некое воспоминание или проявленную пленку.
А вот «Марсий» выглядит достаточно реалистично. Фигура древнегреческого бога парит на темном фоне. Сюда художник добавил желтые мазки, которые как бы обволакивают скульптуру.
На третьей картине, «Омега», изображен монастырь Хора в Стамбуле. Героиня существует как бы сама по себе. Увеличенная в размерах девочка парит над классической архитектурой. Ей присущи все элементы, которыми Новиков наделяет своих персонажей: она занимает все пространство монастыря и ярким пятном выделяется на фоне мрачного фона.
В юности Андрей Новиков с отцом и дедушкой много гулял по старинным усадьбам в Ессентуках и Минеральных Водах. Это он и отразил в работе «Ртуть». Здесь на фоне барочной южнороссийской архитектуры стоит гигантский мужчина, который занимает сразу два этажа здания. На руках он держит большого мальчика, лежащего в ртути.
На фоне стамбульского резервуара, который раньше использовался как свалка, стоят четыре огромных юноши. Здесь автор, как и в других работах, использует инверсию и на красном фоне изображает синих персонажей — титанов нового времени. Через картину проходит черная тканевая растяжка, на которой на староосманском написано «культурный слой». Основная идея этой работы заключается в том, что архитектура — немой свидетель тех процессов, которые происходят в мире.
Еще одна история о парящей в пространстве героине. На фоне бювета летит девушка с надувным розовым фламинго. На эту картину художника вдохновило Черное море и круги, с которыми туда приезжают туристы. Также Новиков взаимодействует с тканью, которая как будто бы притягивает героиню к земле.
Выставка пройдет в Музее архитектуры имени А. В. Щусева, в пространстве «Руины», до 20 сентября, билеты по 150 рублей.
22 августа, 2022