Сверхлюди и разрушенная цивилизация: гид по выставке «Культурный слой»

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка Андрея Новикова «Культурный слой». В своих работах художник размещает мягкие игрушки, парящих детей и яркие фигуры людей на фоне полуразрушенных зданий. Так он изображает условных сверхлюдей, которые могут спасти цивилизацию от разрушения. Сходили на выставку и рассказываем, что на ней можно увидеть.

Сверхлюди и разрушенная цивилизация: гид по выставке «Культурный слой»

Сверхлюди и разрушенная цивилизация: гид по выставке «Культурный слой»
Светлана Постовалова
куратор выставки

Андрей Новиков — это один из интереснейших представителей современного неореализма. Он жил и работал в Ессентуках, а последний год — в Стамбуле. Часть работ для экспозиции Музея архитектуры он заканчивал уже там. Проект «Культурный слой» — это на сегодняшний день квинтэссенция его творчества. На большей части работ фоном выступает темная разрушающаяся архитектура и некие гипертрофированные фигуры людей или мягкие игрушки. Персонажи — это условные титаны нового времени, которые могут спасти нашу разрушающуюся цивилизацию.

Выставка готовилась несколько месяцев, в нее также включены работы из предыдущей серии художника «Мягкие и не очень». Мы представили в проекте часть работ, где Андрей Новиков изображает мягкие игрушки, потому что в ней тоже активно используется архитектурная тематика. «Культурный слой» — это проект для всех, кто интересуется современным искусством. Здесь нет возрастного или культурного ценза.


«Прометей»

Сверхлюди и разрушенная цивилизация: гид по выставке «Культурный слой»

Эта картина совместила в себе все идеи, которые были заложены в проекте. На фоне серого полуразрушенного фона мы видим фигуру сабсерфера с собакой. Мужчина парит над пространством. Такое не увидишь в реальной жизни, поэтому этот гигантский персонаж кажется тем самым героем нового времени, способным спасти нашу цивилизацию.


Триптих: «Фатих», «Марсий», «Омега»

Этот триптих сделан специально для пространства Музея имени Щусева, но Андрей Новиков создавал его уже в Стамбуле. На первой картине, «Фатих», возникают фигуры молодых людей, которые стоят в полуразрушенном красном городе. Здесь художник использует инверсию и изображает персонажей синим цветом с переливами. Такой прием выбран Новиковым не случайно: он выделяет героев на фоне привычной реальности, при этом их фигуры больше похожи на некое воспоминание или проявленную пленку.

А вот «Марсий» выглядит достаточно реалистично. Фигура древнегреческого бога парит на темном фоне. Сюда художник добавил желтые мазки, которые как бы обволакивают скульптуру.

На третьей картине, «Омега», изображен монастырь Хора в Стамбуле. Героиня существует как бы сама по себе. Увеличенная в размерах девочка парит над классической архитектурой. Ей присущи все элементы, которыми Новиков наделяет своих персонажей: она занимает все пространство монастыря и ярким пятном выделяется на фоне мрачного фона.


«Ртуть»

В юности Андрей Новиков с отцом и дедушкой много гулял по старинным усадьбам в Ессентуках и Минеральных Водах. Это он и отразил в работе «Ртуть». Здесь на фоне барочной южнороссийской архитектуры стоит гигантский мужчина, который занимает сразу два этажа здания. На руках он держит большого мальчика, лежащего в ртути.


«Резервуар»

Сверхлюди и разрушенная цивилизация: гид по выставке «Культурный слой»

На фоне стамбульского резервуара, который раньше использовался как свалка, стоят четыре огромных юноши. Здесь автор, как и в других работах, использует инверсию и на красном фоне изображает синих персонажей — титанов нового времени. Через картину проходит черная тканевая растяжка, на которой на староосманском написано «культурный слой». Основная идея этой работы заключается в том, что архитектура — немой свидетель тех процессов, которые происходят в мире.


«Полет»

Еще одна история о парящей в пространстве героине. На фоне бювета летит девушка с надувным розовым фламинго. На эту картину художника вдохновило Черное море и круги, с которыми туда приезжают туристы. Также Новиков взаимодействует с тканью, которая как будто бы притягивает героиню к земле.

Выставка пройдет в Музее архитектуры имени А. В. Щусева, в пространстве «Руины», до 20 сентября, билеты по 150 рублей.

Фото: Андрей Новиков. Аквариум

22 августа

Новости