В этом году «Рюмочной в Зюзино» исполняется шесть лет. Она до сих пор в тренде, хотя находится в десяти минутах от метро «Севастопольская» (из центра полчаса на машине, если без пробок). Поговорили с основателем проекта Алексеем Воречуком и выяснили, как заведение столько лет остается районным феноменом.
Фасад, как курортное кафе российского юга, до которого не дошел модный дизайнерский апгрейд, оно все еще одной ногой в Советском Союзе: белый заборчик, красная вывеска и много рекламных постеров (непонятно, насколько актуальных). Внутри еще атмосфернее: вместо барной стойки – прилавок, как в «Столовой 57», с советской закуской: селедка с красным луком, салат «Оливье» с языком в граненых стаканах, малосольные огурцы, борщ московский и вобла (все не дороже 120 рублей) – в целом как в СССР, благо не по талонам. А вот выбор спиртного далеко не советский: одной водки около 15 видов (от 75 до 150 рублей за 100 граммов), разные сорта пива – подают и в полулитровых кружках, и в трехлитровых банках (цена за литр от 195 рублей до 300), есть виски и ром (от 190 до 260 рублей за 100 граммов). Дополнение антуража – столы в виде накиданных досок и пивные ящики с пустыми бутылками из-под пива 80-х вместо одной из стен. И самое колоритное – за прилавком стоят одни женщины, одна из них администратор – крупная дама средних лет – собирательный образ всех продавщиц, которые во времена перестройки были чуть ли не символом продовольственных магазинов и питейных заведений.
Собственно, так и задумывал основатель места Алексей Воречук: «Рюмочная не может быть не советская. И делать ее в каком-то другом стиле не совсем верно». Но идея создания больше смахивала на антиалкогольную кампанию: «Решил сделать рюмочную, чтобы люди меньше пили. Шесть лет назад были только бары и все дорогие. Простому человеку дешевле было пойти в магазин и купить бутылку водки, а после выпить ее целиком. Для того чтобы стало «хорошо», достаточно 250 граммов, но многие на этом не останавливаются – не выливать же. Культура пития выражается не в количестве, а в качестве. Поэтому появилась мысль сделать недорогое заведение – пусть лучше выпьют свою норму у нас по цене бутылки водки, зато в семье будут тишина и спокойствие». Сюда принципиально не берут на работу молодых девушек и мужчин, как объясняет Воречук: «Женщина для человека в первую очередь – мать. Только она может погрозить кулаком и сказать: еще одна выходка – и ты никогда больше сюда не придешь. А для посетителя это важно. И нет конфликтной ситуации». Для пущей наглядности над прилавком висит чугунная сковорода (смертельное оружие русской бабы), которая при случае может объяснить ребятам «с района», как себя вести не нужно. Но на самом деле сковороду никто ни разу не использовал.
За шесть лет существования «Рюмочная в Зюзино» практически не изменилась: здесь до сих пор «ныряешь» в прошлое, все за счет дизайна. Но популярным место стало не совсем из-за советской айдентики, скорее благодаря концепту, который создатели нащупали не сразу. Первый год «Рюмочная» проработала с переменным успехом – пытались радовать район флаерами и акциями, но не прокатывало. Чуть позже на стенах появились ироничные картины Виктора Пузо, и «Рюмочная» стала зюзинской мини-галереей со смешным артом на стенах. Тогда же питейное заведение вырулило еще на один формат – стали давать концерты. «Художник Виктор Пузо познакомил меня с его старым музыкальным партнером Прохором Алексеевым (сейчас он арт-директор рюмочной. – Прим. ред.), и мы решили провести здесь первый концерт. Тогда еще даже сцены не было.
Сделали первый концерт «Прохор и Пузо». Получилось прикольно, а потом кто-то из гостей предложил позвать Орлушу (поэт Андрей Орлов. – Прим. ред.). Он, как все люди с юмором, прикололся и сказал, что в рюмочной никогда еще не выступал. На тот момент в «Крокусе» билет на его концерт стоил десятку, но он сказал, что ему нужна сцена, схему билетов для рассадки нарисовал сам, подписал матерными словами «зоны» и за две недели продал на фейсбуке все билеты (их было около 180, цена – 600–800 рублей)». Арт-концепция заведения отпугнула районных гопников, которых поначалу заносило сюда из-за названия, все-таки «Рюмочная» редко у кого раньше ассоциировалась с чем-то мало-мальски приличным. Но проект Воречука стал исключением. Уже четыре года «Рюмочная в Зюзино» не сбавляет темп, устраивая концерты чуть ли не каждые выходные – здесь выступают Петр Мамонов, Михаил Елизаров, Николай Дроздов (тот самый, что вел телепередачу «В мире животных», теперь он поет), Володя Карабас, группа «Кирпичи», ансамбль «Мечта» и еще куча широко известных в узких кругах музыкантов.
Несмотря на маленькую площадку и локацию далеко за пределами Садового, на мероприятиях всегда аншлаг. И это феноменально, хотя на концерты в «Крокус Сити» ездят и до «Мякинино», а это вообще за МКАД. Но заведение все-таки питейное, и выступают здесь не совсем известные имена. Алексей Воречук сам не знает, как объяснить подобную аномалию: «Мы ничего для этого не делали, просто были демократичны и открыты. Никогда не обманывали, не устраивали никаких акций, не продавали кружку пива за 350 рублей, потому что деваться некуда. Плюс к этому у нас со сцены еще и артист радостный поет на расстоянии вытянутой руки. Это создает определенную атмосферу, которую мы поддерживаем уже несколько лет. Мне говорили, что необходимо поднять цену, увеличить прибыль и так далее, но я понимаю, что не нужно ничего делать, пусть все катится ровно. Абсолютно нет речи о какой-то суперприбыльности, здесь просто собираются люди, которые кайфуют от того, что делают». Кстати, в «Рюмочной» не берут деньги с артистов за концерт, вся чистая прибыль идет им в карман, заведение зарабатывает только на баре. В итоге вокруг заведения образовалось целое комьюнити тех, кто любит «Рюмочную» за ее камерный формат, дружескую атмосферу и ностальгию по советскому прошлому.
18+ чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью
11 июня, 2019