Сколько стоит открыть кафе в Москве

Где открыть свое кафе, сколько это стоит, нужен ли в меню ЗОЖ-салат с чиа и почему не стоит экспериментировать с бизнес-ланчем. Сходили на лекцию Анастасии Мещеряковой, владелицы сети «Кофе пью», и рассказываем самые интересные практические моменты.

Сколько стоит открыть кафе в Москве

Анастасия Мещерякова. Фото: личный архив

О «Цезаре» и борще

Люди в большинстве своем консерваторы. Если хотите, чтобы проект, какой бы этнический или креативный он ни был, приносил прибыль, в меню должны быть куриный суп-лапша, борщ и котлета. Ну и что-нибудь азиатское, в кисло-сладком соусе. Однажды посетители пожаловались: «Ну сколько можно один и тот же бизнес-ланч, надоело!» Мы провели анкетирование и с шеф-поваром составили новое меню, такое супермодное: разработали фитнес-салаты, ЗОЖ-блюда. И вот в первый день постоянные посетители (а их было немало, потому что это был бизнес-центр), как раз те, которые хотели перемен, приходят и спрашивают, что у нас интересного появилось. Мы с радостью рассказываем. И почти все говорят: «Это все хорошо, конечно, но мне, как обычно, салат «Цезарь», пожалуйста. И кофе с молоком самый большой».

У нас пока не Франция, где люди ходят в определенные рестораны к конкретным шефам, как на постановки в театре. Наш человек заходит за кофе, а потом смотрит – у вас в меню есть борщ, и запах аппетитный идет с кухни. В итоге он возьмет и суп, и второе, и десерт. Поэтому монозаведения, где только напитки, а вместо еды в лучшем случае – пара печенек и какой-нибудь батончик, часто не приживаются.

Но даже если почти ничего не меняется, у посетителей все равно должно создаваться ощущение, что вы развиваетесь. Например, у нас бизнес-ланч меняется каждый месяц. То есть как меняется: борщ то по понедельникам, то по средам. Каждые три–четыре месяца нужно вводить новые блюда. Необязательно экспериментировать: бизнес-ланч и какая-нибудь нанокухня – вещи не очень совместимые. Люди забежали с работы, чтобы перекусить, и им нужны простые и понятные вещи. Один из вариантов – возвращать блюда, уже хорошо зашедшие. В среднем 10–15 процентов меню должно постоянно ротироваться.


О барной стойке за 200 тысяч и горшках из ИКЕА

Открыть кафе на 20 посадочных мест в Москве в бизнес-центре в среднем стоит около полутора миллионов. Иногда хочется сделать невероятный интерьер, но в погоне за оригинальностью забываешь о практичности. Например, одной из самых больших ошибок в моей практике была деревянная барная стойка. Я не сразу поняла, что ее нужно делать из нержавейки, камня, натурального гранита – в общем тех материалов, которые не впитывают воду, кофе, запахи. Около 200 тысяч рублей, а именно столько стоила сделанная на заказ стойка, пропало зря. Не все вещи в заведении нужно специально создавать под себя: мелочи вроде горшков под цветы, салфеток, ведерок под лед – все вполне можно купить в ИКЕА. Одно время для меня это было чем-то вроде игры: приходить в рестораны, чтобы найти икеевские вещи. Поверьте, они есть даже в самых роскошных местах.


О кофе

Кофейный бум в Москве начался давно и все никак не утихнет. Нам это, конечно, только на руку. В среднем у поставщика хорошая арабика (а мы покупаем только ее) стоит около 800 рублей за килограмм. В кафе и ресторанах так активно пытаются продать напитки, потому что на них самая большая наценка. Себестоимость почти любого безалкогольного напитка – около 30 рублей, а теперь вспомните, какие цены на них в меню. Если закупаете готовые блюда у поставщика, то наценка 100 процентов.


О поиске места

Есть два пути. Или найти помещение и под него придумать концепцию, или, наоборот, начинать с идеи. У меня так было с моим первым кафе на Чистопрудном. Я долго и мучительно искала место на сайтах в интернете, а потом как-то гуляла по центру Москвы и просто увидела в окнах большими буквами надпись «аренда». Гуляйте по родному городу, и место вас найдет.

Новичкам я бы посоветовала открыть свою первую точку на фуд-маркете, которых теперь немало, или в бизнес-центре. Во-первых, там уже подготовлено помещение – в плане вентиляции и других коммуникаций. Во-вторых, все коммуникации с пожарными и СЭС, которые могут стоить вам немалых нервов, администрация обычно берет на себя. В третьих, легче угадать трафик, и он будет стабильным. Потому что люди в соседних офисах работают с понедельника по пятницу и исправно заходят к вам за своим «самым большим капучино с корицей» или борщом. А вот открываться на улице намного сложнее – не знаешь, какие сюрпризы тебя ждут. Сейчас в здании, где находится «Кофе пью и читаю», затеяли масштабный ремонт фасада, нас буквально завернули в строительные леса. Так что число посетителей упало процентов на 15.


О картах и наличных

В ресторанах и кафе очень не любят, когда вы расплачиваетесь безналом. И не столько потому, что официанты из-за этого почти перестали получать чаевые. Просто когда вы прикладываете карточку к этой машинке, или по-научному – терминалу для эквайринга, банк, который выдает их обычно заведению в аренду, забирает себе с каждой суммы определенный процент. Самый лояльный – 1,6 процента – сейчас, кажется, у «Сбербанка», именно поэтому им пользуется большинство ресторанов, обратите внимание.


О пиаре

Я раньше мало верила в соцсети. Но наш SMM-менеджер меня переубедила, показав мне, каким отличным каналом продаж они могут быть, особенно инстаграм. Нужно напоминать людям о своем присутствии, а открываться надо громко. Так, в «Москва-Сити» мы две недели бесплатно раздавали десерты – устроили дегустацию около кафе, наши девушки угощали прохожих. В «Кофе пью и читаю» в честь открытия устроили для книголюбов праздник на целый день, с 10 утра. Конкурентов много, поэтому люди должны запомнить вас.


О персонале и порче

Как правило, люди с ключевых постов уходят редко и не просто так. Но вот среди грузчиков или мойщиков посуды сильная текучка, и это нормально. Есть соблазн взять на работу нелегала, но с этим аккуратнее: лучше не рисковать, ведь штраф за одного работника сейчас составляет около 800 тысяч рублей. Мы с удовольствием нанимаем молодых ребят: если человек быстро учится, опыт в итоге большой роли не играет.

У нас есть такое профессиональное понятие, как «порча» – это еда и напитки, которые не были реализованы, их срок годности вышел. К сожалению, он есть всегда и в норме должен быть до четырех процентов. Еще закладывайте непредвиденные расходы: гость или официант разбил тарелку, сегодня в самом большом офисе корпоратив – к вам никто не пришел, надо купить подарок арендодателю, у которого сегодня, оказывается, день рождения. В общем нужно все время подстраховываться и всегда быть готовым к варианту минимальных доходов и максимальных потерь.


О простых рецептах и концепции

Я из профессорской семьи. Закончила историко-филологический факультет РГГУ с красным дипломом, потом поступила в аспирантуру. Параллельно мы с подружкой ходили на поварские курсы, где сильно выделялись среди тамошнего основного контингента – взрослых массивных теть. Так что по одному из своих образований я кондитер. Мои самые любимые рецепты – из 80-х: из простых, но вкусных продуктов, которые в эпоху дефицита было сложно достать. По этим рецептам мы многое и печем. К примеру, трубочки со сгущенкой и торт «Наполеон» – у нас этими десертами занимается отдельная сотрудница и готовит так вкусно, что они самые хитовые.

В начале 2000-х работала в Студии Артемия Лебедева и убедила его открыть одно из первых кафе. Но в какой-то момент из-за разногласий решила уйти и начать свое дело. Еще у Лебедева понимала, что основная часть наших посетителей – женщины. По статистике, они чаще ходят в рестораны и кафе и больше денег там оставляют. Поэтому хотела сделать рассчитанный на женщин проект еще с какой-то дополнительной услугой. Например, у вас обеденный перерыв, но хочется успеть еще и ногти покрасить. Почему бы и нет? Так родилась идея совместить кафе с маникюрным салоном. Первое кафе мы открыли в 2011 году. Сейчас у нас семь точек в разных локациях Москвы и собственное производство – другие кафе закупают у нас еду и выпечку.


О «Кофе пью и читаю»

В феврале на Никитском бульваре открылось новое кафе нашей сети – «Кофе пью и читаю». Здесь можно не только пообедать, но и купить книги, лично отобранные моей хорошей знакомой и известным литературным критиком Галиной Юзефович. Они у нас стоят на полочках в двух залах, разобраны по жанрам.

Открывать свое кафе я обычно никому не советую, потому что это очень сложно. Но я не говорю, что невозможно. В результате отсева остаются только те, кто действительно горит своим делом. Меня, например, часто спрашивают, сколько лет в среднем «живет» кафе – может, как и живой организм, оно через некоторое время умирает, и это естественный процесс? Поверьте, нет. Пока проект действительно интересен его основателю, он будет развиваться и расти.

18 июня