«Стресс в большом городе»: как пробки влияют на здоровье

5 июля психолог Мазда Адли проведет сеанс коллективной психотерапии в парке «Зарядье» на фестивале Moscow Urban Fest. Адли разберет типичные стрессовые ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются жители мегаполисов. В конце встречи обещают устроить хоровое пение всем залом (доктор – участник хора берлинских психотерапевтов). Мазда Адли – автор известной книги «Стресс в большом городе», но в России она издается впервые в рамках программы «Библиотека урбаниста» (и будет представлена на форуме). Публикуем фрагмент про стресс на дорогах.

Фото: предоставлено пресс-службой

Посторонись! Стресс на дороге

Многие из нас рассматривают город, прежде всего, с точки зрения участника дорожного движения. Мы много времени проводим в автомобиле, в общественном транспорте или на велосипеде, чтобы добраться до рабочего места, отвезти и привезти детей или чтобы поехать отдохнуть. Вопрос о том, как лучше всего передвигаться по городу, – это вечная тема для споров, о чем свидетельствуют бурные дискуссии в СМИ. Причем главным камнем преткновения становится даже не вопрос шума, сопровождающего движение транспорта, и не проблема загрязнения воздуха. Скорее, спор ведется о том, кому принадлежит преимущество на дороге и кому достанется больше места на все более загруженных городских магистралях.

И в этом мы, конечно, не одиноки. Города по всему миру объединяет ежедневная борьба с дорожным хаосом, пробками или толпами людей в системе общественного транспорта, если таковая вообще существует. В Лондоне и Варшаве самые большие в Европе объемы перевозок людей к месту работы и обратно. В этих городах в часы пик более 40 процентов улиц стоит в пробках. Для большинства населения ежедневная поездка на автомобиле на работу утомительна и безрадостна. Продвигаться вперед не получается, поездка домой в долгожданный свободный вечер длится целую вечность, кто-то постоянно обгоняет или наседает сзади, приходится все время следить за тем, чтобы не въехать в стоящую впереди машину. Это пустая трата времени, и, похоже, нет никакой альтернативы.

В нескольких исследованиях у водителей, едущих на работу и обратно, был отмечен значительно повышенный уровень гормонов стресса, адреналина и кортизола, а также многочисленные соматические симптомы стресса. Одно британское исследование даже установило, что у участников дорожного движения в час пик напряжение выше, чем у летчиков-истребителей в полете или у полицейских, разгоняющих беспорядки. Согласно этому исследованию, вождение в оживленном центре города в утренние часы пик в среднем сопровождается более высоким уровнем стресса, чем ответ на экзамене или выступление с докладом перед незнакомой аудиторией, и лишь немного более низким уровнем стресса, чем при прыжке с парашютом. Впрочем, такой тип стресса относится к острым и редко переходит в хронический. Но если человек ежедневно испытывает подобные пиковые стрессовые нагрузки, это может стать проблемой. Также следует учесть, что никто из нас не выбирает это состояние добровольно, и практически для всех оно неприятно и обременительно. По данным министерства труда США, каждый американец проводит за рулем в среднем 51 минуту в день. Если это верно, то стресс, воздействующий на нас в ходе управления автомобилем в городе, дает нам определенный повод для размышлений.

Мазда Адли. Фото: предоставлено пресс-службой

Но передвижение по городу можно представить себе абсолютно другим: у многих позитивный образ Берлина возникает тогда, когда есть возможность прокатиться на велосипеде по широким тротуарам. Молодые родители прогуливаются с колясками, стоят группы подростков, а спешащие яппи (молодые успешные бизнесмены, ведущие светский образ жизни. – Прим. ред.) передвигаются быстрее, чем иной велосипедист. Можно остановиться у книжного киоска, не спускаясь с велосипеда, можно ехать по городу в темпе пешехода. Одна рука держит руль, вторая – стаканчик с капучино. При этом они редко беспокоят других шумом. Езда на велосипеде привлекательна тем, что не надо постоянно координировать свои действия с другими участниками движения, можно просто ехать, никому не мешая и никого не сбивая. И все находятся в равных условиях.

Конечно, такой вид передвижения – это не решение проблемы, если необходимо быстро доехать до работы или успеть на следующую встречу, но он демонстрирует, насколько велосипедное движение в городе стало выражением стиля жизни в нем. Прежде всего, в последние два десятилетия велосипед все больше используется не для развлечения, а как серьезная альтернатива городскому транспорту. И это несмотря на все трудности. По-прежнему велосипедистам, как и пешеходам, приходится бороться за общественное пространство в городе, удобном для автомобилей.


5 июля с 18:30 до 19:30
парк «Зарядье», зал Москва
Бесплатно, но нужна регистрация

23 июня