В «Гараже» открылась выставка на тему экологии. Там есть живой волк и пчелы

Живой волк в клетке, незаметная инсталляция мировой звезды Маурицио Кателлана, объекты Томаса Сарацено и Лор Пруво (оба в этом году представлены в Венеции на биеннале, один в основном проекте, другая – в павильоне Франции) и отличная иммерсивная работа Rimini Protokoll – c 28 июня все пространство музея «Гараж» занято масштабной выставкой «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Узнали, в чем суть концепции и попросили кураторов рассказать про главные экспонаты.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

На входе в музей ворох ярко-желтых цветов на асфальте – кажется, отцвело какое-то тропическое дерево. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это обычный московский клен, а лепестки (кстати, пластиковые) рассыпаны под его кроной. Так уже с улицы начинается новая выставка «Гаража». На фасаде здания, спроектированного Ремом Колхасом, красуется надпись Recyclable. Впрочем, если смотреть с торца, видно коварную приставку UN, которая делает заявление неоднозначным.

Интересно и нестандартно рассказать о проблемах экологии – как сделать хорошую социальную рекламу. Обе темы воспринимаются в массовом сознании болезненно: и так понятно, что там все плохо. Избежать нравоучительных нотаций, но донести, что каждый может внести свою маленькую лепту в дело спасения планеты – с помощью произведений искусства «Гараж» стремится достучаться до всех, убедив, что «There is no planet B» – «У нас нет запасной планеты».

Как появилась идея и концепция выставки

Фото: Михаил Голденков / The City

Экспозицию готовили два года. Поразмышлять о будущем планеты, антропоцене и последствиях экологической катастрофы предложили более 50 художникам со всего мира. 14 работ созданы для выставки специально, еще 10 представляют собой новые версии существующих произведений, собранные в Москве местными рабочими: несколько художников-экоактивистов выдвинули такое требование, чтобы отказаться от перевозки на самолетах и другом транспорте, загрязняющем окружающую среду.

Антон Белов
директор музея «Гараж»
В названии нашей выставки не просто так поставлен временной промежуток 2030–2100. Первая дата взята из прогнозов футурологов: есть теория, что к 2030 году мировые запасы нефти иссякнут. Вторая – из научно-фантастических романов Алана Кларка: автор сценария «Космической одиссеи» предсказывал, что к 2100 году человечество обретет бессмертие и начнет заселять другие миры. То есть получается, что из каменного века мы каким-то образом должны переместиться в золотое время. Так и наша выставка смотрит в будущее, но говорит о том, что происходит сегодня и сейчас. Потому что лучший способ предсказать будущее – это изменить его.

«Гараж» не впервые заговорил об экологии: к этой проблеме здесь вообще подходят сознательно. Экономят воду, установили на крыше солнечные батареи, практикуют раздельный сбор мусора, используют пресс для пластика и алюминия (чтобы не выбрасывать вместе с отходами), шьют рюкзаки из старых рекламных плакатов. Практически отказались от бумажных буклетов, у новой выставки нет традиционного каталога – решили обойтись электронными гидами и мобильным приложением. В музейном кафе дают скидку, если прийти за кофе или чаем со своей кружкой. И даже контейнеры для еды на вынос и крышечки одноразовых стаканов биоразлагаемы: из кукурузного крахмала и сахарного тростника.


Выбор кураторов

Попросили кураторов выставки Снежану Кръстеву и Екатерину Лазареву рассказать о главных экспонатах.

Перформанс Хейден Фаулер «Снова вместе»

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Биолог по образованию, Фаулер пытается восстановить утраченную связь между дикой природой, которую символизирует сидящий с ним в клетке волк (не дикий, конечно, из питомника) и человеком. Кроме того, это отсылка к знаменитому перформансу Йозефа Бойса, который тоже сидел в клетке с койотом (почти полвека назад в нью-йоркской галерее). Готовясь к работе, художник в 2018 году специально ездил в Москву, чтобы познакомиться с Юки. Перформанс идет не постоянно – волка привозят из питомника в течение пяти первых дней работы выставки, и будут повторять еще пять дней в ноябре, когда художник снова приедет в Москву. Животное принимает человека, а Фаулер, благодаря очкам виртуальной реальности, видит Юки на фоне российского ландшафта, специально созданного для выставки. Первая версия работы была создана в Австралии, где живет художник: там компанию ему составила дикая собака динго.


Даг Эйткен «Сад»

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Вы попали в рай: оказались в центре пышного тропического сада. В руках у вас бейсбольная бита, которую выдали при входе, вы облачены в специальный костюм. Американский художник Даг Эйткен предлагает каждому посетителю музея сделать выбор: просто отдохнуть или дать волю агрессии и разгромить комнату-куб со стерильно-белой мебелью, оболочка которой защищает от буйствующей за ней природы. Так примерно и поступает сейчас человек, оставляя за собой руины на цветущей когда-то планете, на которых придется жить следующим поколениям.


Тита Салина «1001 остров – самый устойчивый остров архипелага»

Фото: пресс-служба музея «Гараж»

Индонезийская художница вместе с рыбаками собирала в окрестностях Джакарты плавающий у берега пластиковый мусор. И превратила его в плот-остров. На нем она вышла на рассвете в море плавать в Округе тысячи островов (естественных), добавив к ним свой – 1001. В отличие от природных островов Индонезии, которые стремительно уходят под воду из-за глобального потепления, пластик не тонет. Так что остров и правда получился самый устойчивый. Этот экспонат собран из нашего местного мусора силами музея, помыт и очищен.


Дуэт Allora & Calzadilla «Привой»

Фото: Михаил Голденков / The City

Под московским кленом рассыпаны цветы тропической табебуйи золотистой – дерева, характерного для стран Карибского бассейна. Они из пластика, и переработанных отходов одного китайского завода (сначала Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья хотели сделать шелковые, но потом поняли, что производство этой ткани сильно вредит планете). Эта работа – размышление о глобальном потеплении, об эпохе антропоцена (термин, которым обозначают геологическую эпоху, в которой человеческая активность существенно влияет на экосистему Земли). Возможно, через сотни лет климат изменится настолько, что в Москве будут тропики? Несколько миллиардов лет ведь так и было, только тогда эти катаклизмы произошли без участия человека, а теперь мы стали их непосредственными виновниками.


Аллан Секула «Черный прилив»

Фото: Михаил Голденков / The City

Уже мало кто помнит, что у побережья Испании в 2002 году затонул танкер «Престиж» – произошла крупнейшая утечка мазута, кстати, российского. На кадрах, запечатленных художником, мы видим последствия этой катастрофы и волонтеров, помогающих их ликвидировать. Однако Секула уходит от простой документалистики: работу сопровождает оперное либретто, висящее на стене. По его задумке, произведение должно быть исполнено спустя 30 лет – в 2032 году. Только тогда, по прогнозам экологов, природа излечится от последствий этой аварии. Еще таким образом Секула хочет обратить внимание на момент, который ускользает от новостных радаров: за событием следят какое-то время, а потом о нем забывают. И здесь как раз поможет искусство.


Rimini Protokoll «win > < win»

Фото: Михаил Голденков / The City

Еще одна замечательная работа от авторов известного пешеходного аудиоспектакля Remote: Moscow. Вы попадаете в комнату с зеркалом, удобно устраиваетесь на сидении, надеваете наушники. Гаснет свет и оказывается, что на самом деле вы сидите перед аквариумом с медузами. Простейшими существами, у которых даже мозга как такового нет – только щупальца, рот и половые органы. Не особо эволюционируя, они умудрились просуществовать как вид более 670 миллионов лет. Но это только кажется, что медузы безвредны и пассивны – они еще как борются за место под солнцем. А губительные экологические изменения им только на пользу: в теплой воде они размножаются с огромной скоростью, грозя вытеснить популяцию рыб и моллюсков. И, возможно, других разумных существ, которых вы внезапно увидите с другой стороны кажущейся непрозрачной стены…


Джон Акомфра «Пурпур»

Фото: Михаил Голденков / The City

Глобальная 15-канальная видеоинсталляция, для которой Москва – финальная точка мирового турне. Сразу на шести экранах в темной комнате транслируются перекликающиеся между собой съемки из самых удаленных уголков планеты, кадры из старых фильмов, архивные киноматериалы. Повествование разворачивается от образов рождения к образам смерти. Но так ли неизбежна смерть такой планеты, как наша? Параллельно создается эффект погружения в пурпур, цвет, рожденный смешением красного и синего, «горячего» и «холодного» оттенков. Художник пытался рассказать о последствиях глобальной экологической катастрофы всеми оттенками, кроме зеленого. К тому же, уже в древности именно ради пурпурного пигмента человек начал истреблять живых существ: брюхоногих моллюсков. Из них его добывали для одежд и украшений римских и византийских императоров.


Патриша Пиччинини «Выводок»

Фото: Михаил Голденков / The City

Очень реалистичные скульптуры существ, выполненные с использованием настоящих волос людей и животных, заставляют задуматься, готовы ли мы к тому, что биология и генная инженерия могут до неузнаваемости изменить человеческий род. Но и в этом случае, надеется художница, останется место для любви: посмотрите, как трогательно и с какой нежностью прижимаются эти существа друг к другу.


до 1 декабря
Билеты: взрослый – 500 рублей, льготный – 150–250 рублей, дети до 10 лет – бесплатно

29 июня