Последние премьеры театрального сезона: Женовач и Зыгарь

Театральный критик Антон Хитров – о последних премьерах, выпущенных под занавес сезона.

«Бег»

Фото: Екатерина Цветкова / МХТ им. Чехова / Вконтакте

Кто поставил: Сергей Женовач
Где: в МХТ им. Чехова

Первая премьера Сергея Женовача в качестве руководителя МХТ имени Чехова – о русских эмигрантах времен Гражданской войны. Как приглашенный режиссер Женовач там уже работал, тоже с пьесой Михаила Булгакова: в 2004 году он поставил в театре с чайкой «Дни Турбиных», вернув им авторское название «Белая гвардия». Положа руку на сердце, «Бег» – это не самая блестящая работа режиссера. В ней мало настоящих прозрений и много дешевой патетики, на которую Женовача, видимо, толкает не самая привычная большая форма: все-таки в последние годы он в основном имел дело с камерным пространством Студии театрального искусства. Зато здесь есть отличные актерские работы Андрея Бурковского и Игоря Верника: первый играет несгибаемого доцента Голубкова, второй – циничного миллионера Корзухина.


Ближайшие спектакли: 30 июня, 5 июля
Билеты: 500–5 000 рублей


«Гамлет. Драматический конструктор»

Фото: Олимпия Орлова / Электротеатр «Станиславский»

Кто поставил: Илья Козин
Где: в Электротеатре «Станиславский»

Шестеро молодых актеров в крафтовых костюмах, похожих на средневековые кожаные куртки, импровизируют на тему шекспировского «Гамлета» в окружении полупрозрачных кукол из скотча – это, кстати, слепки с добровольцев, участвовавших в акции «Мумификация», которую устроила художница спектакля Анастасия Нефедова. Следовать ли тексту или делиться собственными мыслями – остается на усмотрение исполнителей. Поэтому Шекспир соединяется с фейсбучной повесткой, повседневными наблюдениями и сугубо профессиональной актерской рефлексией.

Проект вырос из шекспировской лаборатории режиссера Ильи Козина, который обсуждал с артистами неочевидные коды «Ромео и Джульетты», «Отелло» и «Гамлета» – вроде говорящих имен и христианских отсылок. Но до зрителя все эти искусствоведческие тонкости могут и не дойти, потому что импровизация – штука непредсказуемая: во сколько исполнители пойдут по домам – и то заранее неизвестно. К такому спектаклю бессмысленно подходить как к готовому продукту. Чтобы проникнуться «Гамлетом» Электротеатра, нужно либо самому в нем играть (потому что месяц за месяцем пропускать через себя Шекспира наверняка интересно), либо ходить на каждый показ как на работу и следить, что поменялось с прошлого раза.


Ближайшие спектакли: 23 и 25 июля
Билеты: 300 рублей


«Множественное время клиники»

Кто поставил: Андрей Буров
Где: в «Практике»

Актриса и режиссер Мастерской Брусникина Алиса Кретова исполняет пьесу художницы Шифры Каждан, написанную в форме доклада с презентацией. Это краткий рассказ о том, что случилось с искусством и гендером за последние полтора века. Почему человечество больше не делится на мужчин и женщин, а художники – на скульпторов, живописцев и графиков? И как одно связано с другим? Каждан выбирает примеры, важные лично для нее, поэтому знаменитые кейсы чередуются с малоизвестными сюжетами, о которых вы не прочитаете в энциклопедии. Было бы совсем отлично, если бы нам объясняли подробнее, каково значение этих событий (хотя бы для автора) и почему они попали в доклад: если уж заниматься популяризацией, то идти до конца.


Ближайшие спектакли: 26 августа в 20:00
Билеты: 1 500 рублей


«Мастер и Маргарита» и «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым»

Фото: Олег Любарский

Журналист и режиссер Михаил Зыгарь открыл «Мобильный художественный театр» – по сути, первый в России театр-приложение. Спектакли доступны в любое время и технически даже в любом месте, но лучше все-таки приехать в нужную точку – иначе будет не то. «Мастер и Маргарита», например, стартует на Патриарших прудах – там же, где и роман Булгакова. Город превращается в огромную декорацию: в саду «Аквариум» вас подключают якобы к прямой трансляции из Театра Варьете – его изображает театр имени Моссовета, а качели на Триумфальной помогают пережить полет Маргариты.

Сюжет перенесен из Москвы 30-х в наши дни: мастер не писатель, а сценарист, поэт-конъюнктурщик Бездомный сочиняет христианскую поэму вместо богоборческой. Ничего принципиально нового в романе такое прочтение не открывает: это просто городское приключение в компании всевозможных звездных голосов – от Ингеборги Дапкунайте в неожиданной роли Воланда до Ксении Собчак и прочих знаменитых журналистов.

«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» – проект несколько более скромный, но концептуально он интереснее. Аудио записали, когда Серебренников еще был под домашним арестом и каждый день гулял по одному и тому же маршруту на Пречистенке, не имея права от него уклоняться. Режиссер рассказывает о своих знаменитых соседях – архитекторе Федоре Шехтеле, Айседоре Дункан, Есенине, Пастернаке, том же Булгакове – а зрители сличают услышанное с биографией самого рассказчика. Исторические закономерности – тот же домашний арест: художник повторяет судьбу предшественников и не может сойти с маршрута.

Антон Хитров

28 июня