Проведите холодный осенний вечер в мягком кресле партера. Например, на спектаклях к 200-летию Островского, или глядя на дуэт Евгения Миронова с Агриппиной Стекловой, или пытаясь разгадать необычное прочтение «Ревизора». Рассказываем о театральных новинках ноября.
В МХТ им. Чехова
© Екатерина Цветкова/mxat.ru
В центре сюжета — двое друзей (Павел Ворожцов и Виктор Хориняк), которые выходят на улицу ночью, чтобы стрельнуть сигаретку у случайного прохожего и неожиданно для себя вляпываются в одну историю за другой. Спасая незнакомого человека (даже двоих), попадая под пули и ввязываясь в драку, они, проверяют на прочность собственную дружбу, по-детски наивно нащупывают границы дозволенного. Спойлер: дружба, возможно, и могла бы дать трещину, будь хотя бы у одного из героев возможность хоть чем-нибудь ее заменить…
Впрочем, в спектакле с режиссерским подзаголовком «Симфония» царит вполне благодушное настроение. Визуально действие насыщено технологиями — художники из команды сценического дизайна Staruha2.0 активно используют видеопроекцию, обыгрывают совмещение живого и виртуального. Мультимедийные технологии Петр Шерешевский применял и в спектакле «Мария Стюарт» — своей прошлогодней премьере в МТЮЗе.
Эту свою премьеру Шерешевский, известный больше петербургским, чем московским зрителям, называет исследованием инфантильности современных людей, которые в любом возрасте умудряются оставаться вечными детьми. Спектакль можно назвать экспериментальным: он стал фаворитом на летней лаборатории по поиску новых пьес и режиссерских решений АРТХАБ, после чего и был поставлен на Новой сцене МХТ.
Когда: 5, 6 и 19 ноября
В Театре Наций
theatreofnations.ru
За загадочным названием пьесы, знаменитой в России не меньше, чем на Западе, скрывается история созависимости двух любящих и люто ненавидящих людей. Джордж и Марта женаты много лет и все это время с наслаждением издеваются друг над другом, постоянно повышая градус. Когда им надоедает заниматься этим наедине, они приглашают гостей-зрителей. Вот так водоворот их оригинальных взаимоотношений и страшных тайн однажды оказываются втянутыми Хани и Ник.
Для работы над постановкой режиссер Данил Чащин собрал звезд московских театров: Евгения Миронова, Агриппину Стеклову, Марию Смольникову и Александра Новина. Одноактный спектакль, несмотря на малую населенность, играется с размахом — на основной сцене театра. Декорации создал художник-сценограф Максим Обрезков, главный художник театра им. Евгения Вахтангова. Если вы смотрели тамошний «Маскарад» Римаса Туминаса или «Р» Юрия Бутусова в «Сатириконе», то легко представите себе размах его сценографии.
Пьеса Эдварда Олби имеет долгую историю на российской сцене. В 1990-е году она с успехом шла в «Современнике» (роли играли Галина Волчек, Валентин Гафт, Марина Неёлова и Александр Кахун). Сейчас попытаться понять, боится ли кто-то Вирджинию Вульф, можно также в МТЮЗе. Заглавные роли в спектакле Камы Гинкаса исполняют Игорь Гордин и Ольга Демидова.
Когда: 18, 19 ноября
Где: Театр им. Моссовета
© Елена Лапина/mossoveta.ru
Театр им. Моссовета продолжает праздновать юбилей — 100 лет. Его худрук Евгений Марчелли по этому случаю ставит уже вторую премьеру. На этот раз, после «Шекспиргамлета», он взялся за Островского.
«Непривычный и оригинальный» — так характеризуют спектакль занятые в нем актеры. Выделенные прописными первые три буквы названия намекают на неожиданный подход к исследованию образа главной героини пьесы — Ларисы Огудаловой — которая в этой трактовке, видимо, лишается традиционного звания жертвы обстоятельств и мужского произвола. В роли Огудаловой одновременно заняты четыре актрисы: Анастасия Белова, Юлия Бурова, Дарья Таран и Юлия Хлынина. Последняя уже не раз работала с Марчелли. В 2016 году она также одновременно с другими актрисами играла одну из Нин Заречных в ярославском спектакле Марселли по «Чайке».
Когда: 12, 19 ноября
В Студии театрального искусства
sti.ru
В 18-й сезон Студии театральной искусства Сергей Женовач выпускает две премьеры. Первая — гоголевский «Ревизор» с неожиданно сервильным названием в афише. Вспомним диалог из пьесы:
Хлестаков: Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
Артемий Филиппович (подбегая): Лабардан-с.
Хлестаков: Очень вкусная.
Свою версию лихой сатирической комедии Гоголя Женовач предлагает увидеть в пространстве настолько сложносочиненном, что оно даже диктует необходимость давать спектакль блоками — по 2-3 дня подряд. Стоит предположить, что на сей раз Александр Боровский — стабильный соавтор Женовача — создал совершенно феерические декорации. Впрочем, массовые сцены с большим количеством действующих лиц обещают, что актеры в них вряд ли потеряются.
Музыкальное оформление спектакля образцовое: звучит музыка Верди, Бизе, Оффенбаха, Россини и Генделя.
Когда: 4, 18 и 19 ноября
В Театре Сатиры
satire.ru
Режиссер Михаил Мокеев ставит малоизученную пьесу Островского в год его 200-летия. В тексте «Невольниц» много неясного и недоговоренного, а значит, и воздуха для режиссерской работы. Чего в этой истории точно нет, так это счастья. В мире Островского любовь часто покупается, забота оборачивается контролем, а от желаний приходится отказываться в угоду жизненных обстоятельств. Неравноправие полов и социальное неравенство превращают жизнь в сплошную лживую интригу, которая воронкой закручивает в себя все действующие лица — от слуг до господ — и грозит разрешиться трагическим финалом.
Михаил Мокеев сохраняет текст Островского полностью, но монологи героев раскрывает в музыкальных вставках в жанре инди-рока. Над балетными партиями работал главный балетмейстер театра Сергей Землянский.
Когда: 17, 18 и 26 ноября
04 ноября, 2022