27 июня Музей советских игровых автоматов, находившийся раньше на Кузнецком Мосту, открылся на ВДНХ в павильоне «Россия – моя история». Осенью проект ждет еще один переезд, место пока не известно. Поговорили с совладельцем музея Александром Вугманом о самых популярных моделях и истории их появления.
У нас не музей в строгом смысле слова, где ничего нельзя трогать. Наоборот, вместе с билетом посетителю выдается спичечный коробок с настоящими советскими пятнадцатикопеечными монетами, которые используются у нас в автоматах как жетоны. Можно поиграть, а можно выпить в автомате газировки.
На ВДНХ мы временно: надеемся вернуться в центр. С Кузнецкого Моста нас, как и многих других, «попросили», потому что там строится элитное жилье. ВДНХ очень вовремя предложил площадку. Вообще переезжать нам не впервой, мы кочующий музей. Все началось с того, что, закончив Московский политехнический университет, трое товарищей договорились с ректором занять подвал одного из общежитий необычной коллекцией. Первый музей советских игровых автоматов открылся на Первомайской в 2007 году, работал всего один день в неделю, в среду, по записи. Владельцы сами встречали гостей и проводили экскурсии. Коллекция росла, и мы перебрались на Малую Ордынку, где работали ежедневно. Затем была Бауманская, потом Кузнецкий.
Самого первого экспоната сейчас в зале нет: это был «Морской бой», который нашли в Таганском парке. Он был нерабочим, мы многократно пытались его починить, но так и не смогли, а потом стали собирать другие неработающие автоматы и возвращать их в строй.
«Морской бой», «Астропилот», «Стрелок», «Баскетбол», «Магистраль» (похоже на гонки в «Тетрисе»). Удивительно, что посетителям больше нравятся автоматы не с телевизионным экраном, а совсем олдскульные, механические, тот же «Астропилот» с голографическим изображением и настоящим ландшафтом, где нужно управлять космическим кораблем. Просто к экрану мы все уже давно привыкли, а здесь – настоящие машинки, ракеты.
Игровые автоматы обязаны своим появлением выставке «Аттракцион» 1971 года в парке Горького. Она была очень успешной, шла несколько недель, ее посетили 20 миллионов человек. Туда впервые пригласили зарубежные фирмы-производители, причем не просто так – автоматы, привезенные из Германии, Японии, США, у нас выкупили и разобрали на части, чтобы разобраться, как они устроены. В 74-м году начинается выпуск первых советских игровых автоматов: было создано всесоюзное объединение «Союз аттракционов». Оно курировало распределение заказов по заводам, выпуск и распространение. Вообще за границей параллельно развивались две истории: аркадных автоматов и игровых, азартных. В СССР азартные игры не поощрялись: победитель в лучшем случае получал призовую игру или значок. Так что обогатиться или сорвать куш на таком хобби точно было нельзя.
Многие автоматы собирались на секретных оборонных предприятиях – специальных заводов не было. Вся промышленность Советского Союза была заточена под нужды военной промышленности, поэтому игровые автоматы делали на объектах, принадлежавших Министерству приборостроения и систем автоматизации. Что-то собирали на авиационных заводах вместе с тренажерами для пилотов. «Морской бой», например, выпускался на радиотехническом заводе.
Огромная машина под названием «Память». Он выпускался в 1970-х всего пять лет: сняли с производства, потому что не окупался. Играют обычно дети, но эта игра для них оказалась сложной, хотя автомат отлично тренирует абстрактное мышление. Суть в следующем: есть фигура – в начале игры у нее не хватает какой-то части. Игроку предлагается несколько вариантов. Сначала автомат дает подсказку, а потом приходится самому запоминать и выбирать недостающие части фигуры на пульте.
В 1963 году в Москве на улице Малая Дмитровка открылся пилотный магазин «Прогресс». Он был полностью автоматизирован, в нем не было продавцов – только наладчики, следившие за работой. Идею советские делегации подсмотрели в Японии и США, где автоматизированные игровые автоматы появлялись первыми. Кстати, торговые автоматы вошли в обиход еще раньше, в конце 50-х, – после поездки Хрущева в Америку. Так что идея Джеффа Безоса с его автоматизированными магазинами Amazon Go разрабатывалась еще в Советском Союзе. Но эксперимент с магазином «Прогресс» провалился: автоматы плохо работали, не выдавали сдачу, товар заканчивался.
Часто люди играют и приходят в такой восторг, что предлагают выкупить у нас понравившиеся автоматы. Мы, конечно, отказываемся: это же музейные экспонаты. Тут дело даже не в деньгах, а в том, как их сложно найти и поддерживать – у всех давным давно кончился срок эксплуатации. Мы, например, скупаем на «Авито» все, что относится к автоматам, – детали всегда нужны про запас. Самые популярные автоматы, футбольные или хоккейные, могут стоить тысяч 10–15. Но предлагают и за 100, и за 200 тысяч. Мы уже давно охотимся за раритетом Appollo 11, он вышел в 70-е, был вдохновлен экспедицией американцев на Луну.
Мы не используем модель франшизы – у нас один музей с отделениями в разных городах и огромным собранием, уже больше 300 экспонатов. После удачного московского запуска мы открыли в Петербурге филиал, и он тоже успешно работает. А вот в Казани не зашло – закрылся, отработав год с небольшим. Есть планы открыться в Берлине – иностранцы в восторге от нашей идеи, они не представляли, что у нас такое существовало.
Билеты: 450 рублей (входит 15 монет-жетонов для игр)
01 июля, 2019