На «Флаконе» – выставка 12-летнего художника, чьи работы продают на Sotheby’s

Маркус Мартинович – самый юный участник прошлогодней Московской биеннале молодого искусства. Сейчас мальчику 12 лет, но его работы уже продаются на аукционе Sotheby’s. 29 июня на «Флаконе» открылась трехчастная инсталляция художника. Поговорили с куратором выставки, а также мамой (и агентом) Маркуса об особенном художнике.

На «Флаконе» – выставка 12-летнего художника, чьи работы продают на Sotheby’s

Фото: Михаил Голденков / The City

Дизайн-завод «Флакон»

Большая Новодмитровская, 24

Художник-вундеркинд Маркус Мартинович свою карьеру начал рано – первая выставка прошла, когда ему было семь лет. Сейчас на его счету семь персональных выставок в России и Европе, а еще участие в девяти групповых экспозициях. Этой весной работа Маркуса «Мама в платье в горошек» ушла с молотка на торгах Sotheby’s в Катаре. В пространстве «Куб» дизайн-завода «Флакон» открыта экспозиция «Я тут. Я с тобой». Инсталляция на трех этажах посвящена искусству взаимодействия человека с внешним миром – очень важной темы для Маркуса, ведь у него расстройство аутистического спектра.

На «Флаконе» – выставка 12-летнего художника, чьи работы продают на Sotheby’s
Катя Бочавар
куратор выставки
Маркус создает работы сериями, что позволило экспонировать их в форме тотальной инсталляции, разделенной на три зоны. На каждом этаже – произведения разного времени, объединенные сквозной темой и техникой исполнения. Особенность Маркуса, вернее, знание об этом, располагает посетителей к сравнительному анализу. Взрослые известные художники и Маркус, или «Я сам» и Маркус. Из этого очень интересные выводы и ситуации возникают. Благодаря этому знанию общение с искусством мальчика-аутиста становится более эмоциональным. Но если отринуть это знание, то останется просто зрелый, плодовитый и очень хороший художник.

Фото: Михаил Голденков / The City1 из 9

Первый этаж – галерея с картинами – символизирует лабиринт, ведущий сквозь образы и знаки мира Маркуса. Здесь много рисунков на черном фоне и надписей: «Ты хочешь получить от меня», «Умеренное ликование», «Проверьте 8-ой путь». Мама Мартиновича Наталья Исаева предупреждает: «Не ищите в этих надписях смысла. У Маркуса – эхолалия. Он просто повторяет слова, которые ему нравятся, не понимая их значения. Это как если бы вы напевали японскую песенку, не зная этого языка». Но удивительным образом попадает в точку, создавая мемы.

В основном на холстах – автопортреты: «Маркус с мертвым глазом», «Маркус ест свой M&M's в Альпах», «Маркус, плачущий красными леденцами в сухой траве». Просто он работает с тем, что лучше всего знает, – с собой, объясняет Наталья. «Вот как вас зовут? Оля? Если вы вдруг каким-то невероятным усилием завоюете его доверие, он придет домой, встанет перед зеркалом, наденет похожую шляпу, как у вас, нарисует себя и подпишет – «Маркус в роли Оли». Единственное исключение – его мама, ей одной находится место на его холсте.

Фото: Михаил Голденков / The City1 из 5

Второй этаж – инсталляция, похожая на дом, где, по словам куратора, «царит чувство защищенности и спокойствия, как в материнской утробе». Правда, из-за стерильности вокруг – белоснежный стол, стулья, кровать, стены, подсвечники и тарелки на столе – скорее создается ощущение больничной палаты. На белом везде неумелым детским почерком есть надпись черными чернилами «Я тут, я с тобой». Эти же слова постоянно вкрадчиво повторяет женский голос из динамиков. Ощущение жутковатое. Наталья объясняет, что именно эту фразу, как мантру, она повторяла маленькому Маркусу в раннем детстве, когда у него случались частые эпилептические припадки. Просто обнимала и нашептывала на ухо. Потому что помогали не лекарства, а материнская любовь. Отсюда и название выставки. «Эти слова стали у нас в семье девизом для тяжелых времен», – говорит Наталья.

На третьем этаже – место для расслабления и созидания. Здесь, сидя на мягких коврах, расписанных Маркусом, можно обдумать увиденное. Кроме холстов, юному художнику очень нравятся ковры. Во-первых, это символ домашнего уюта, во-вторых, узор на них всегда повторяется: он предсказуем, закольцован и заперт на ограниченном пространстве. Наталья качает головой: «Вы не представляете, как важно вернуться в зону комфорта, хотя все только сейчас и говорят о том, что нужно ее покидать. И не только для аутистов – просто они ощущают это острее обычных людей».

Фото: Михаил Голденков / The City1 из 3

Дизайн-завод «Флакон», пространство «Куб»

Большая Новодмитровская, 36

Маркус самостоятелен в творчестве, рассказывает Наталья. «Первое время я пыталась на него давить. Как-то он рисовал, я подошла и сказала, что болотный совершенно не сочетается с коричневым. У нас был дикий конфликт. После этого я решила, что останусь только его мамой и агентом». И ей удалось невероятное: помогать сыну справляться с тяжелыми болезнями благодаря творчеству.


до 7 июля
Бесплатно
4, 5 и 6 июля – программа перформансов и паблик-токов, подробности здесь

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости