Три дня «Боли»: кого слушать на главном летнем фестивале Москвы

В первый уикенд июля в культурном центре ЗИЛ пройдет фестиваль популярной и актуальной отечественной поп-музыки «Боль». Музыкальный обозреватель Кристина Сарханянц рассказывает, как «Боль» из маргинальной тусовки для школьников стала едва ли не важнейшим событием летнего концертного сезона.

Фото: фестиваль «Боль» / «ВКонтакте»

Первый фестиваль новой русской рок-волны «Боль» прошел в 2015 году на территории дизайн-завода «Флакон». Инициатором и организатором был известный московский концертный промоутер Степан Казарьян. Тогда на двух сценах за день должны были выступить группы Sonic Death, Ploho, «Сруб», «Звезды», «Фанни Каплан», «Спасибо», «Вхоре», «Буерак», Lucidvox, Super Besse, Jars, Slackers, «Записки неизвестного», «Экстра лайт» и Алексей Вишня. Хедлайнерами объявили сербских постпанков Repetitor. Но фестиваль смыло. Буквально: в тот день на Москву обрушился апокалиптический по масштабам ураган, который мгновенно смял тенты над сценами и фудкортом. Впрочем, первое время несколько десятков подростков еще пытались танцевать под любимую музыку по щиколотку в воде, но вскоре ливень залил аппаратуру и превратил большую часть территории фестиваля в огромную лужу.

Продолжать – что играть, что веселиться – в таких условиях было просто невозможно. Концерты одних групп сократили или отменили, других – насколько это было возможно оперативно перенесли в клубы Powerhouse и «Дич» (последний закрылся в апреле 2017-го). Комментаторы в соцсетях отпускали шуточки в духе «как вы лодку назовете…» и предрекали «Боли» скорое и бесславное исчезновение с фестивальной карты страны. Никто и подумать не мог, что в 2019-м «Боль» станет едва ли не главным событием летнего концертного сезона в столице. Что же произошло?

Видео: фестиваль «Боль»/YouTube

Все просто: Казарьян доверился своей аудитории, поставил на ее любимую музыку и не прогадал. Школьники и студенты первых курсов устали от англоязычных попсы и инди-рока и всё чаще слушали отечественные поп- и рок-группы. Они пели на русском языке о проблемах, волновавших молодежь: учеба, работа, отношения, вечеринки. Плюс ко всему это были группы их сверстников (или около того), которые своим примером показывали, как жить мечтой и музыкой. Пройдет пара лет, и новую русскоязычную музыку будут слушать все – от кассиров в «Макдональдсе» и менеджеров среднего звена до бизнесменов, журналистов глянцевых изданий и разработчиков «Яндекса».

Фото: Пасош / Вконтакте

В 2016 году лайнап «Боли» укрепился: на фестивале сыграли «Пасош», Padla Bear Outfit, RSAC, Ic3peak, «Есть Есть Есть», «Макулатура». Ставка была по-прежнему исключительно на новую русскоязычную музыку. В 2017-м здесь хотела выступить чуть ли не каждая более или менее известная российская группа. Разделить сцену (а точнее одну из пяти сцен – к тому моменту фестиваль разросся до полномасштабного опен-эйра) с «Пошлой Молли», Хаски, группой Влада Паршина «Утро», БЦХ (проект Вити Исаева, сегодня продюсер Монеточки) и другими заметными отечественными музыкантами было почетно.

Культурный центр ЗИЛ

Восточная, 4, корпус 1

Наконец, в 2018-м «Боль» стала двухдневной и переехала на территорию КЦ ЗИЛ. Казарьян начал сотрудничать с концертным агентством Pop Farm, ответственным сейчас за большую часть самых смелых и ожидаемых концертных привозов (от Эда Ширана и The 1975 до Билли Айлиш, Foals и Suede), и в лайнапе фестиваля появились модные американские и английские группы, например The Soft Moon, Slaves, Shame. Впрочем, имена иностранцев на афише по-прежнему стояли в одном ряду с представителями нашей сцены, а порой и ниже. Тренд сохранился и в этом году – уже упоминавшихся Монеточку и Ic3peak, а также группы Shortparis, ГШ, «Дайте танк (!)», «Хадн дадн», Pinkshinyultrablast и «Поехали» зрители ждут не меньше, чем американцев Cloud Nothings, Algiers, ирландцев Fontaines D.C, японцев Kikagaku Moyo или англичан Black Midi.

Видео: «Вечерний Ургант» / YouTube

Почти все «ветераны» «Боли» за минувший год стали топовыми исполнителями в своих жанрах, ездят в большие туры по России и зарубежью и побывали на «Вечернем Урганте». Сцена выросла. Кого же из российских музыкантов (ладно, справедливости ради одной строкой отметим иностранцев: помимо перечисленных выше групп, не пропустите The Good, The Bad & The Queen, Death Grips, Софи) слушать на «Боли–2019»? Вот пять рекомендаций.


«Хадн дадн»

Авторы синти-поп хитов «Мы сегодня дома» и «Москва» в начале 2019-го выпустили второй полноформатный альбом «Ляоакын», и пока это одна из самых любопытных записей на русском языке нынешнего года. Интересно, как эти полупесни-полусказки работают вживую.

Видео: MONO / YouTube


«НИИ Косметики»

Внезапный реюнион странной советской поп-группы, сочинявшей незамысловатые и порой провокационные песенки про то, как «перестройку в вагоне отмечают депутаты» и что «половое равенство – это миф». В 2019-м последняя строчка слушается как никогда актуально. Попробуем удивиться.

Видео: Emealdoween / YouTube


«Деревянные киты»

Шугейз из Мурманска – своего рода последователи упоминавшихся Pinkshinyultrablast (те из Санкт-Петербурга). Самая заметная новая группа, залипающая в гитары и педалборды.

Видео: «Деревянные Киты» / YouTube


Shortparis

Пожалуй, главный российский поп-проект на экспорт – в последние года два Shortparis активно выступают в Европе, так что пропускать их московский концерт, пусть и в рамках фестиваля, будет для меломана большим упущением.

Видео: Shortparis / YouTube


«Поехали»

«Музыкальный коллектив из Мракограда. Деятели искусства республики Даркменистан», — гласит описание группы на странице во «Вконтакте». Что бы это ни значило, поверьте, вам нужно увидеть и услышать эту фантасмагорию и театр абсурда вживую.

Видео: Great Fruit / YouTube


5 июля с 16:00, 6 и 7 июля с 12:00
Билеты: один день – от 2 100 рублей; абонемент на три дня – 5 500 рублей

Кристина Сарханянц

03 июля