29 января на HBO Max вышел третий эпизод сериала — экранизации знаменитой видеоигры The Last of Us, которую расхвалили и обычные зрители, и фанаты оригинала. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, в чем секрет успеха и что именно помогло создателям не только сохранить дух игры, но и покорить людей, с ней совсем незнакомых.
HBO Max
1968 год. Ученый рассказывает о предполагаемом сценарии апокалипсиса через заражение людей спорами кордицепса, способного контролировать поведение носителя. Спустя полвека окажется, что теория была правдивой: мутировавший грибок, превращающий людей в подобие зомби, вызвал пандемию, выкосившую человечество. Города — в руинах, выжившие — в огороженных стенами населенных пунктах с условиями жизни, близкими к тюремным. Главный герой — контрабандист Джоэл вместе с партнершей Тесс получает задание от повстанческого движения «Цикады» в Бостоне: доставить в заброшенный Капитолий девочку-подростка Элли, рожденную уже после начала пандемии и обладающую иммунитетом к вирусу.
Экранизация The Last of Us добиралась до зрителя через тернии к звездам. Проектом занялись еще в 2014 году издатель игры Sony и их дочерняя студия Screen Gems, которая уже создавала фильмы по видеоиграм, например Resident Evil и Monster Hunter, а режиссером назначили Сэма Рэйми («Зловещие мертвецы»). Но не сложилось — гейм-дизайнер The Last of Us Нил Дракманн посчитал, что для 15-часовой игры маловато полнометражного формата, и закрыл проект. На помощь пришел сценарист Крэйг Мэйзин, который, будучи фанатом игры, также усомнился в идее воплотить все в одном фильме и предложил помочь со сценарием сериала. Дракманн, поклонник мэйзиновского «Чернобыля», с радостью согласился. Так закончились тернии и сошлись звезды.
Итог: «Одни из нас» на данный момент — самая высоко оцененная экранизация видеоигр в истории (96% «свежести» на Rotten Tomatoes, 9,3/10 на IMDb, 93% на Metacritic), и неспроста. Это проект, выстраданный и созданный настоящей командой мечты: от фаната The Last of Us Кантемира Балагова, который, правда, выбыл из проекта, но след в нем оставил, до Эвана Уэллса, сопрезидента Naughty Dog (компании-разработчика игры), выступившего в качестве продюсера. Впрочем, с таким тайтлом иначе и быть не могло: либо шедевр, либо что-то откровенно проходное. The Last of Us от остальных игр отличает в первую очередь высочайший уровень проработки и акцентирование на нюансах: игроки буквально привязывались к героям через рутинные действия вроде поиска редких и драгоценных ресурсов для выживания, изучения записок или сборки плота для преодоления водоема.
Сериал воспроизводит механики игры, но не совершает ключевую ошибку: не пытается сделать это дословно, понимает, что средства художественной выразительности в играх и кино совершенно разные. Несмотря на строгое следование сюжету, находятся фанаты оригинала, которые упрекают игру в неточностях вроде отхода от канона, по которому заражение происходит через витающие в воздухе споры кордицепса. В сериале процесс происходит через непосредственный контакт инфицированного с человеком, поэтому у героев нет необходимости носить противогазы в помещениях. Это один из примеров таких отклонений, которые, очевидно, делаются не чтобы насолить фанатам оригинала, а чтобы Педро Паскаль не повторял роль в «Мандалорце», вновь скрывая свое лицо. Тем более важна эмоциональная привязка к персонажам, и она наступает в первой же серии — как минимум за счет расширенного пролога с предысторией Джоэла, который в игре занимал пару минут, а здесь длится около получаса.
Это и отличает «Одних из нас» от прочих сериалов (да и игр) про зомби-апокалипсис. Интимная драма каждого из персонажей (некоторые ограничивались камео в найденных по ходу сюжета записках, здесь же получают полноценную роль) погружается в экстремальную среду, сформированную глобальным событием. The Last of Us ближе к «Дороге» Кормака МакКарти и экранизации за авторством Джона Хиллкоута (которой и вдохновлялись создатели), чем к, допустим, «Ходячим мертвецам». Это не история про выживание человечества — мир изменился, о человечестве речь уже не идет, дело за отдельными индивидуумами, которые локально меняют мир, если не в глобальном смысле, то хотя бы вокруг себя. Попытка максимально воспроизвести геймплей неплохо удалась в другой экранизации Naughty Dog — «Анчартед: На картах не значится», но это и была игра, сама по себе насыщенная экшеном. The Last of Us — произведение совсем другого толка: вдумчивое, неторопливое, с пресловутым отыгрышем роли. Идеальная игра для того, чтобы перенести ее на экран. И это, пожалуй, удалось сделать на самом высоком уровне.
01 февраля, 2023