В кино 2 марта выходит фильм «Нюрнберг» — историческая драма о суде над нацистами, самом громком процессе XX века. Мы поговорили с режиссером картины Николаем Лебедевым о съемках за границей, исторических декорациях и выборе актера на главную роль.
Мы хотели снимать Нюрнберг в реальном Нюрнберге. Натуру искать не пришлось — это Дворец правосудия, он стоит и до сих пор действует, там проходят заседания. Некоторые сцены снимали на севере Чехии, которая близка к Германии и архитектурно соответствует немецким кварталам. А вот где компьютерная графика, я не скажу.
Мы собирались снимать реальную нюрнбергскую тюрьму, где содержались нацистские преступники, даже были внутри. Планы смешала пандемия — в Германии ввели полный локдаун, поэтому часть экстерьеров мы записали в Калининграде, в частности в местном Дворце правосудия, здании немецкой постройки. С точки зрения стиля все соблюдено.
НМГ «Кинопрокат»
На «Мосфильме» выстроили знаменитый зал № 600, где проходили судебные заседания. Я бывал в реальном зале, там по-прежнему идут суды, он уже мемориальный: не соответствует тому виду, который имел в 1945–1946 годах. Мы воссоздали оригинал, с тем самым балконом, с которого на галерке наш герой наблюдает за происходящим.
Там же выстроили декорации квартир, офисных помещений. «Мосфильм» — моя родная студия, здесь мы снимали «Звезду» и «Легенду № 17», был рад вернуться в альма-матер.
НМГ «Кинопрокат»
Сергей Кемпо — замечательный артист, и это единственная причина, почему мы его взяли на главную роль. Он очень достоверный, настоящий, в нем чувствуется мужская сила, человеческое достоинство, а экран считывает такие вещи, усиливает их.
Наш герой в чем-то похож на Кемпо, а в чем-то отличается. В то же время актер до такой степени достоверен на экране, что невозможно поверить, что в жизни он иной.
Я изучил горы литературы, много видеоматериалов. Нюрнбергский процесс был подробно освещен в хронике. Читал протоколы, дневники Бориса Полевого «В конце концов» — он был репортером на процессе. Мне важны воспоминания очевидцев.
Книга Аркадия Полторака по следам Нюрнбергского процесса очень помогла. Записи Леона Голденсона, который допрашивал преступников, тоже — он рассказал о поведении нацистов, их привычках, показал диалоги за кулисами. Конечно, помогла фотохроника, документальные материалы, изданные Александром Звягинцевым. Была проделана большая предварительная работа.
27 февраля, 2023