«В.Е.Р.А.» и другие спектакли об оттепели

Режиссер Сергей Карабань из «Мастерской Брусникина» – главное открытие московского театрального сезона. Документальная «В.Е.Р.А.» о поэтах-шестидесятниках – совместная работа Мастерской и Центра Вознесенского – первый проект, которым он рулил в одиночку: получилось очень даже убедительно. Театральный критик Антон Хитров – о том, что это за работа и какие еще спектакли о хрущевской оттепели можно посмотреть в Москве.

«В.Е.Р.А.»: почему у Сергея Карабаня получилось

«В.Е.Р.А.» и другие спектакли об оттепели

Фото: Владимир Яроцкий

Слово «вера», в котором режиссер зашифровал фамилии четырех поэтов-шестидесятников – Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского и Беллы Ахмадулиной – настоящий пароль эпохи. Послевоенное поколение искренне верило в «социализм нормального человека», непохожий на «социализм курильщика». Для писателей, режиссеров и художников оттепели романтический миф Октября был антидотом против сталинского «большого стиля»: вот почему Вознесенский читал с кремлевской трибуны стихи о Ленине. Дело было на знаменитой встрече Хрущева с интеллигенцией, когда генсек отчитывал молодого литератора театральным криком. Этот разговор вошел в спектакль наряду с другими документами того времени: драматурги проекта – мастера рифмованной пьесы Андрей Родионов и Екатерина Троепольская – переделали его в поэтическое состязание.

«В.Е.Р.А.» – вторая режиссерская работа Карабаня, актера «Мастерской Дмитрия Брусникина». Дебютное «Право на отдых» он поставил полгода назад пополам с однокурсником Игорем Титовым. Это тоже документальный проект, причем на близкую тему – о том, как поэта Александра Галича исключали из Союза писателей СССР.

Фото: Владимир Яроцкий1 из 7

Оба спектакля вышли в нетеатральных пространствах: «Право на отдых» – в библиотеке СТД, «В.Е.Р.А.» – в Культурном центре Андрея Вознесенского. Молодая площадка занимается не столько конкретным поэтом, сколько шестидесятниками вообще: незадолго до премьеры Карабаня киновед Зоя Кошелева и сценограф Алексей Трегубов сделали там выставку-инсталляцию о фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича».

Для лекций, концертов и спектаклей в Центре приспособлен камерный зал на втором этаже. Декорация художницы Вани Боуден – настолько концентрированный образ эпохи, что можно выставлять ее отдельно, как самостоятельный арт-объект. Из лакированных советских тумбочек торчат корявые кусты борщевика – они как будто проросли сквозь доски.

Ядовитым, но выносливым борщевиком Сосновского в послевоенные годы засеяли полстраны. Растение предназначалось на корм скоту, агрономы надеялись с его помощью поставить на ноги сельское хозяйство. Драматурги даже нарыли письмо Хрущева к биологу Константину Моисееву: генсек желал узнать о спасительной траве побольше. Заросли борщевика на сцене Центра Вознесенского напоминают разом о сокрушительных управленческих ошибках и о былинках, пробивающих асфальт. Кстати, перед началом спектакля зрителям подсовывают петицию, призывающую взять борщевик Сосновского под охрану. Если ее подписать, вам дадут билет в потайную комнату с инсталляцией.

Центр Вознесенского

Большая Ордынка, 46, строение 3

Проекту сильно помогает историческая дистанция, с которой 30-летний режиссер смотрит на хрущевскую оттепель. У Карабаня нет задачи свести счеты с советским режимом – генсек Хрущев и министр культуры Фурцева в его спектакле совершенно не похожи на чудовищ – или пропеть дифирамбы интеллигентам-шестидесятникам. Для него в порядке вещей подшучивать над учительской позой молодого Евтушенко или наряжать именитых поэтов в новогодние костюмы космонавтов и зайчиков. В конце концов, именно так и выглядит разрешенная свобода – как детский праздник.


Ближайшие спектакли: 18, 19, 20 сентября в 20:00
Билеты: 1500 – 2500 рублей


Еще четыре московских спектакля об оттепели

«Пять вечеров»

«В.Е.Р.А.» и другие спектакли об оттепели

Фото: Лариса Герасимчук / Мастерская Петра Фоменко

Кто поставил: Виктор Рыжаков
Где: в «Мастерской Петра Фоменко»

«Мастерская Петра Фоменко»

Набережная Тараса Шевченко, 29

Современники видели в пьесе Александра Володина намек на ГУЛАГ: что еще заставило героя исчезнуть из жизни любимой женщины на 17 лет? В спектакле Виктора Рыжакова прямых указаний на лагерь нет, но это определенно история о двух измученных людях, которым нужно заново учиться жить. Удачная попытка поставить бытовую пьесу средствами небытового театра, прекрасные работы больших артистов Полины Агуреевой и Игоря Гордина.


Ближайшие спектакли: осенью
Билеты: 1000 – 5000 рублей


«Девять»

«В.Е.Р.А.» и другие спектакли об оттепели

Фото: «Гоголь-Центр»

Кто поставил: Сергей Виноградов
Где: в «Гоголь-Центре»

«Гоголь-Центр»

Казакова, 8

Оттепель – эпоха не только лириков, но и физиков. Режиссер Сергей Виноградов и драматург Валерий Печейкин перенесли на сцену картину Михаила Ромма «Девять дней одного года» о молодых советских ученых-ядерщиках – и не просто пересказали сюжет, а предположили, что случилось бы с героями, доживи они до нашего времени.


Ближайшие спектакли: 21 сентября в 20:30 и 22 сентября в 19:00
Билеты: 2000 – 3000 рублей


«Кира Георгиевна»

«В.Е.Р.А.» и другие спектакли об оттепели

Фото: «Студия театрального искусства»

Кто поставил: Сергей Женовач
Где: в «Студии театрального искусства»

«Студия театрального искусства»

Станиславского, 21, строение 7

Психологическая драма с неочевидным первоисточником – повестью диссидента и эмигранта Виктора Некрасова, которую до Женовача никто на сцене не ставил. Успешный скульптор Кира Георгиевна наслаждается всеми благами, доступными советской богеме, пока в один прекрасный день в ее мастерской не появляется первый муж, репрессированный 20 лет назад.


Ближайшие спектакли: 19 сентября в 19:00
Билеты: 2000 – 4000 рублей


«Тополя»

«В.Е.Р.А.» и другие спектакли об оттепели

Фото: «Мастерская Петра Фоменко»

Кто поставил: Юрий Буторин, Владимир Топцов и Сергей Осипьян
Где: в «Мастерской Петра Фоменко»

«Мастерская Петра Фоменко»

Кутузовский проспект, 30/32

Актеры «Мастерской Фоменко» Владимир Топцов и Юрий Буторин превратили крошечный – в несколько строк – рассказ драматурга Александра Вампилова о мимолетной влюбленности в полноценную пьесу, а кинорежиссер Сергей Осипьян помог им создать на сцене атмосферу оттепельных фильмов. Действие перетекает с экрана на «живой план» и обратно.


Ближайшие спектакли: 13 июля в 19:00
Билеты: 1000 – 5000 рублей

Антон Хитров

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться