Режиссер Сергей Карабань из «Мастерской Брусникина» – главное открытие московского театрального сезона. Документальная «В.Е.Р.А.» о поэтах-шестидесятниках – совместная работа Мастерской и Центра Вознесенского – первый проект, которым он рулил в одиночку: получилось очень даже убедительно. Театральный критик Антон Хитров – о том, что это за работа и какие еще спектакли о хрущевской оттепели можно посмотреть в Москве.
Слово «вера», в котором режиссер зашифровал фамилии четырех поэтов-шестидесятников – Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского и Беллы Ахмадулиной – настоящий пароль эпохи. Послевоенное поколение искренне верило в «социализм нормального человека», непохожий на «социализм курильщика». Для писателей, режиссеров и художников оттепели романтический миф Октября был антидотом против сталинского «большого стиля»: вот почему Вознесенский читал с кремлевской трибуны стихи о Ленине. Дело было на знаменитой встрече Хрущева с интеллигенцией, когда генсек отчитывал молодого литератора театральным криком. Этот разговор вошел в спектакль наряду с другими документами того времени: драматурги проекта – мастера рифмованной пьесы Андрей Родионов и Екатерина Троепольская – переделали его в поэтическое состязание.
«В.Е.Р.А.» – вторая режиссерская работа Карабаня, актера «Мастерской Дмитрия Брусникина». Дебютное «Право на отдых» он поставил полгода назад пополам с однокурсником Игорем Титовым. Это тоже документальный проект, причем на близкую тему – о том, как поэта Александра Галича исключали из Союза писателей СССР.
Оба спектакля вышли в нетеатральных пространствах: «Право на отдых» – в библиотеке СТД, «В.Е.Р.А.» – в Культурном центре Андрея Вознесенского. Молодая площадка занимается не столько конкретным поэтом, сколько шестидесятниками вообще: незадолго до премьеры Карабаня киновед Зоя Кошелева и сценограф Алексей Трегубов сделали там выставку-инсталляцию о фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича».
Для лекций, концертов и спектаклей в Центре приспособлен камерный зал на втором этаже. Декорация художницы Вани Боуден – настолько концентрированный образ эпохи, что можно выставлять ее отдельно, как самостоятельный арт-объект. Из лакированных советских тумбочек торчат корявые кусты борщевика – они как будто проросли сквозь доски.
Ядовитым, но выносливым борщевиком Сосновского в послевоенные годы засеяли полстраны. Растение предназначалось на корм скоту, агрономы надеялись с его помощью поставить на ноги сельское хозяйство. Драматурги даже нарыли письмо Хрущева к биологу Константину Моисееву: генсек желал узнать о спасительной траве побольше. Заросли борщевика на сцене Центра Вознесенского напоминают разом о сокрушительных управленческих ошибках и о былинках, пробивающих асфальт. Кстати, перед началом спектакля зрителям подсовывают петицию, призывающую взять борщевик Сосновского под охрану. Если ее подписать, вам дадут билет в потайную комнату с инсталляцией.
Центр Вознесенского
Большая Ордынка, 46, строение 3Проекту сильно помогает историческая дистанция, с которой 30-летний режиссер смотрит на хрущевскую оттепель. У Карабаня нет задачи свести счеты с советским режимом – генсек Хрущев и министр культуры Фурцева в его спектакле совершенно не похожи на чудовищ – или пропеть дифирамбы интеллигентам-шестидесятникам. Для него в порядке вещей подшучивать над учительской позой молодого Евтушенко или наряжать именитых поэтов в новогодние костюмы космонавтов и зайчиков. В конце концов, именно так и выглядит разрешенная свобода – как детский праздник.
Ближайшие спектакли: 18, 19, 20 сентября в 20:00
Билеты: 1500 – 2500 рублей
Кто поставил: Виктор Рыжаков
Где: в «Мастерской Петра Фоменко»
«Мастерская Петра Фоменко»
Набережная Тараса Шевченко, 29Современники видели в пьесе Александра Володина намек на ГУЛАГ: что еще заставило героя исчезнуть из жизни любимой женщины на 17 лет? В спектакле Виктора Рыжакова прямых указаний на лагерь нет, но это определенно история о двух измученных людях, которым нужно заново учиться жить. Удачная попытка поставить бытовую пьесу средствами небытового театра, прекрасные работы больших артистов Полины Агуреевой и Игоря Гордина.
Ближайшие спектакли: осенью
Билеты: 1000 – 5000 рублей
Кто поставил: Сергей Виноградов
Где: в «Гоголь-Центре»
«Гоголь-Центр»
Казакова, 8Оттепель – эпоха не только лириков, но и физиков. Режиссер Сергей Виноградов и драматург Валерий Печейкин перенесли на сцену картину Михаила Ромма «Девять дней одного года» о молодых советских ученых-ядерщиках – и не просто пересказали сюжет, а предположили, что случилось бы с героями, доживи они до нашего времени.
Ближайшие спектакли: 21 сентября в 20:30 и 22 сентября в 19:00
Билеты: 2000 – 3000 рублей
Кто поставил: Сергей Женовач
Где: в «Студии театрального искусства»
«Студия театрального искусства»
Станиславского, 21, строение 7Психологическая драма с неочевидным первоисточником – повестью диссидента и эмигранта Виктора Некрасова, которую до Женовача никто на сцене не ставил. Успешный скульптор Кира Георгиевна наслаждается всеми благами, доступными советской богеме, пока в один прекрасный день в ее мастерской не появляется первый муж, репрессированный 20 лет назад.
Ближайшие спектакли: 19 сентября в 19:00
Билеты: 2000 – 4000 рублей
Кто поставил: Юрий Буторин, Владимир Топцов и Сергей Осипьян
Где: в «Мастерской Петра Фоменко»
«Мастерская Петра Фоменко»
Кутузовский проспект, 30/32Актеры «Мастерской Фоменко» Владимир Топцов и Юрий Буторин превратили крошечный – в несколько строк – рассказ драматурга Александра Вампилова о мимолетной влюбленности в полноценную пьесу, а кинорежиссер Сергей Осипьян помог им создать на сцене атмосферу оттепельных фильмов. Действие перетекает с экрана на «живой план» и обратно.
Ближайшие спектакли: 13 июля в 19:00
Билеты: 1000 – 5000 рублей
09 июля, 2019