Самиздатели: что такое зины и кто их создает

Зин (сокращение от английского magazine) – любительское малотиражное издание на любую тему. В XX веке у самиздата было несколько культовых тем – фантастика (в первых зинах даже печатался Лавкрафт) и музыка. Сегодня информационная повестка зинов значительно расширилась, теперь можно писать о чем угодно и на чем угодно: есть фан-зины об альтернативной музыке, посвященные андеграундным коллективам или солистам, другие пишут о том, что чувствуют, – фактически публикуют личные дневники.

Сегодня зины набирают популярность – смысл их в уникальности, маленьком тираже и ручной работе. Чаще всего их распространяют бесплатно – передают из рук в руки знакомым. А некоторые находят место на полках небольших книжных: точно есть в «Фаланстере» и галерее «На песчаной», цены обычно варьируются от 100 до 1 000 рублей. Есть у таких изданий свои коллекционеры, а в 2017 году появился и свой фестиваль – «ГРАУНД зин фест» прошел на двух площадках галерей «На Песчаной» и «Ходынка» (в прошлом «ГРАУНД Песчаная» и «ГРАУНД Ходынка») под руководством кураторов Кати Бочавар и Саши Маршани. Расспросили самиздателей о смысле их зинов и сложностях работы над ними.

«Замыслы»

Независимое издание, основанное в 2014 году Екатериной Костриковой. Каждый номер журнала – это альтернативное переосмысление театральной действительности. Например, первый выпуск был посвящен образованию сценографов в Лаборатории Дмитрия Крымова. Создатели зина не только исследуют театр, но и пытаются воссоздать его на страницах журнала. С августа 2016 года «Замыслы» стали резидентом Центра драматургии и режиссуры.

Самиздатели: что такое зины и кто их создает
Ксения Блохина
заместитель главного редактора зина «Замыслы»
Когда в 2014 году создавался проект, мы даже не знали такого слова – «зин», называли себя самиздатом. Изначально хотели выходить онлайн, но у нас возникли сложности с запуском сайта. Время шло, материалы первого номера уже были готовы, и мы подумали: «Почему бы не издать на бумаге?» Можно сказать, что пошли по этому пути случайно. Просто в тот момент так было проще. Однако, выпустив номер, поняли, что это именно тот формат, в котором мы хотим развиваться. Для нас очень важно, что мы не просто журнал о театре, современном искусстве и культуре, а именно арт-издание.

Мы хотим создавать спектакль на страницах номера. Это значит, что мы мыслим его как художественное высказывание, для которого визуальная составляющая очень важна. Над каждым номером мы работаем около года: разрабатываем тему, придумываем и готовим материалы, выстраиваем логику содержания. Выпускной период занимает где-то два месяца. В работе над зином сложнее всего найти деньги на типографию и выполнять одновременно несколько функций: ты и редактор, и менеджер, и smm-щик, и дистрибьютор, и так далее. Кстати, с дистрибуцией до сих пор не все просто. Мы продаемся в книжных («Фаланстер», «Циолковский», «Порядок слов», «Москва», в галерее «На Песчаной»), но, конечно, далеко не во всех, в которых хотели бы. Пока что мы не придумали, как на журнале можно заработать. Мы же не просто выпускаем номер, но каждый раз устраиваем масштабную презентацию-перформанс, которая тоже требует вложений.


«Ижевск под водой»

Зин об Ижевской электронной волне. В конце 80-х – начале 90-х здесь зародилась электронная музыка. Ижевчане замиксовали индастриал с местной тоской, взяли дешевые синтезаторы и пленочные восьмимиллиметровые камеры и придумали трип-хоп до его официального зарождения в 1994 году в Бристоле. Зин – документалка о героях Ижевской электронной волны, где есть фикшен и переживания очевидцев смены эпох.

Самиздатели: что такое зины и кто их создает
Анастасия Черепанова
соавтор зина
Изначально мы опубликовали проект в интернете в виде лонгрида, где, помимо текста, были собраны видеоматериалы, клипы участников Ижевской электронной волны 80–90-х. Когда я поступила в магистратуру Школы дизайна в Вышке, нашим первым заданием было сверстать зин, и я решила взять именно этот материал, поскольку сам текст был очень сильным и эта история очень подходит к формату зина. Текст художественный, в нем замиксованы реальность, документы эпохи и вымысел, поэтому в зине есть архивные фотографии, египетские рисунки и абстрактная графика. Этот зин мы составляли вдвоем. Моя коллега, независимый журналист Ира Дмитриева, собирала информацию, брала интервью у свидетелей и участников Ижевской волны, исследовала материалы по теме. Она написала текст и придумала концепцию проекта. На мне были графический дизайн и визуальное решение. На создание этого зина ушло несколько месяцев, поскольку он довольно сложный по структуре: состоит из трех книжек разного формата, которые скрепляются с помощью деревянных плашек с болтами, также использовали несколько видов бумаги. Одну его часть печатали на ризографе (все объявления штампуют именно на нем), другую – на принтере дома. Но все экземпляры собирали вручную. Это довольно долгий процесс, и себестоимость вышла относительно высокой. Еще одна трудоемкая часть – дистрибуция. Благодаря Ире наш зин можно было купить в хороших московских книжных вроде «Фаланстера», «Порядка слов», Лавки Еврейского музея и центра толерантности. Мы отправляли зин в разные города, а один даже улетел в Японию – культовому режиссеру Синье Цукамото. Недавно мы напечатали второй тираж, всего было издано 200 штук, а это серьезная цифра для зина.

Зин-раскраска «Объекты», «Лодейников» и Алкозавр»

Очень личный зин, который выходит нерегулярно и может быть посвящен чему угодно – все зависит от настроения и идеи автора Анастасии Кайнеанунг. Например, «Алкозавр» – история об игрушечном динозавре, которому очень нужно внимание, поэтому он ездит с хозяйкой и автором зина во все поездки. Почему его назвали Алкозавром, не очень понятно – вообще-то он не пьет. В зине рассказывается о том, что происходит, когда на Алкозавра никто не обращает внимания. Зин «Объекты» создан на основе совместного паблика Анастасии с Натальей Тышкевич и представляет избранную коллекцию найденных ими объектов, с которыми можно взаимодействовать, например, раскрасить.

Самиздатели: что такое зины и кто их создает
Анастасия Кайнеанунг
автор зина
Для меня зин – это интуитивно найденный способ выражения себя. Он не сводится к одному содержанию, зин одновременно есть форма, ориентация страниц, фактура и плотность бумаги. Кроме того, это очень свободная форма, хоть и притворяется книгой, в него можно добавить всего того, что книга вряд ли стерпит: например, вышивку, камень или гвоздь в пакете. При создании зина мне сложнее всего адаптировать идею к тем ограниченным условиям, в которых мне приходится все печатать, а печатаю я в основном дома на черно-белом лазерном принтере. Бывает трудно найти время, силы и деньги – даже банально на бумагу и краску для принтера. И последнее, сложно начать. Сам зин я обычно делаю наскоком, просто работаю 16 часов подряд без перерыва, пока не закончу. Но всегда есть подготовительный этап, когда я отбираю материал (часто для этого требуется прожить его – так я делала один из последних зинов, это практически дневник, только полностью визуальный), подготавливаю то, с чем буду работать. Например, если это коллаж, то вырезаю все, что мне для него понадобится. На это может уйти непредсказуемое количество времени: от одного дня до года и больше. Финальная часть – печать. После я пишу посты о новых зинах в своем паблике, а еще отдаю какое-то количество экземпляров в разные магазины, которые специализируются на самиздате (Benzine, например). Половину тиража, как правило, я просто раздаю друзьям. Мне не так важно получить деньги за зин – намного важнее увидеть какой-то отклик.

Благодарим за помощь в подготовке публикации руководителя галереи «На Песчаной» Анастасию Васильеву.

Ксения Сергиенко

12 июля