Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Литературный критик The City Ксения Рождественская собрала лучшие новинки ярмарки Non/fiction, которая проходит в Гостином дворе до 9 апреля. Здесь самые разные книги — от исторического эпоса и британского нуара до документальных романов и исследований человеческой глупости.


Фикшен


Георги Господинов. «Времеубежище»

«Поляндрия»

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Головокружительная драма болгарского поэта и мистификатора о взаимоотношениях с прошлым. Сначала друг героя открывает клинику «Лечение прошлым» (сам предпочитает 1960-е), а потом и вся Европа решает устроить референдум, чтобы определить, как лучше — жить в прошлом или в настоящем. Дания выберет 1970-е, Испания — 1980-е, а вот 1960-е оказались не нужны даже Франции.

Пока ты помнишь, прошлое стоит в стороне. Ты как будто разжег костер посреди ночного леса. Вокруг бродят демоны и волки, звери прошлого сужают круг, но все еще не смеют переступить черту. Аллегория прозрачна. Пока огонь памяти горит, ты — хозяин. Как только он начнет затухать, вой усилится и звери подползут ближе. Это свора прошлого.
Георги Господинов
Из книги «Времеубежище»

Алексей Иванов. «Бронепароходы»

«РИПОЛ-классик»

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Историко-приключенческий эпос на 700 страниц о Гражданской войне — красные, белые, «баржа смерти», большевистская флотилия, Нобель, Троцкий... И десятки, а то и сотни безвестных людей, которые меняют мир. В этом главное умение Алексея Иванова, одного из самых мощных российских писателей: он всякий раз показывает, из чего лепится гигантская лепеха истории.

Пылало солнце июля. Вода журчала в колесах парохода, остановленных, чтобы не поломать плицы. Лоснились спины лошадей и голые плечи матросов. Над «Меженью», чирикая, с острова на остров заполошно перелетали мелкие птички. На качающийся буксирный трос, блестя, опускались стрекозы.

Но Лялю не трогали старорежимные пасторали с деревнями и перекатами. Ляля лежала в жарком салоне на оттоманке. Маркин сидел у нее в ногах.

— Николь, у тебя — пулеметы! Ты — комиссар бронефлотилии! — устало выговаривала ему Ляля. — Приказал — и все должны подчиниться! Так какого же дьявола ты заплатил этим мужикам?

Алексей Иванов
Из книги «Бронепароходы»

Ислам Ханипаев. «Большая Суета»

«Альпина»

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Смешная, героическая, трогательная и абсолютно невероятная история спасения Большой Суеты — многовекового бука в центре Махачкалы. Шесть очень разных героев баррикадируются в избушке на дереве и пытаются не дать строительной компании уничтожить дерево. Оторваться невозможно.

Кстати, можно не гуглить. Большая Суета здесь не растет. И люди такие не живут, а те, что живут, так не разговаривают. Но, если бы это дерево тут росло и если бы кто-нибудь решил его срубить, поверьте, эти странные шесть человек обязательно появились бы и все сделали бы так или примерно так, и эти или похожие события непременно произошли бы. Потому что такой уж мы народ. Любим во всем идти до конца.
Ислам Ханипаев
Из книги «Большая Суета»

Исабель Альенде. «Виолета»

«Азбука-Аттикус»

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Жизнеописание-исповедь. Главная чилийская писательница показывает историю страны — войны, революции, надежду — глазами сильной и яркой женщины, родившейся во времена эпидемии испанки и вспоминающей свою жизнь через 100 лет, во время пандемии ковида. Прототип Виолеты — мать Исабель Альенде.

Хулиан решил, что во время кесарева сечения мне перевяжут маточные трубы. Если бы он был моим мужем, доктор сделал бы это без моего согласия, но, поскольку моим мужем он не был, согласие требовалось. Таково было его условие, чтобы остаться со мной.
Исабель Альенде
Из книги «Виолета»

Кирстен Чен. «Подделка»

АСТ

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Плутовской роман об идеально подделанных дизайнерских сумках и двух бывших соученицах, проворачивающих сложные криминальные схемы. Китайская работоспособность, американская тяга к предметам роскоши, счастливая семья, стереотипное отношение к женщинам, особенно к азиаткам, — Кирстен Чен распарывает все современное общество, чтобы показать, насколько профессионально склепана эта подделка.

Их скучающие, усталые взгляды скользили по залу, останавливаясь на моей «Келли», и их глаза тут же широко распахивались от восхищения и зависти. Они исподтишка изучали мое усталое лицо, волосы без укладки, помятую одежду. Они словно хотели спросить: откуда у такой невзрачной женщины такая эффектная сумка? Заметив мой взгляд, они расплывались в застенчивых улыбках.
Кирстен Чен
Из книги «Подделка»

Кристин Мэнган. «Дворец утопленницы»

«Фантом»

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Британский нуар о писательской зависти и слишком тонкой грани между выдумкой и безумием. В 1966 году Фрэнки, известная писательница в творческом кризисе, едет в Венецию, чтобы написать новый роман. Там с ней знакомится Гилли — вроде бы ее поклонница. А дальше все тонет в загадках, лжи, зеленых каналах Венеции: в 1966 году город пережил одно из сильнейших наводнений.

На улице Фрэнки расспрашивала прохожих, карабинеров, всех, кто готов был что-то рассказать и знал хотя бы пару слов по-английски, а те отвечали, что ночью вода отступила. Наконец-то ушла с сильным отливом, оставив после себя изуродованный город. Стены в черных пятнах. Мусор на каждом углу: стулья, вымокшие матрасы, мертвые крысы, а порой и голуби. Последнее особенно удивляло Фрэнки: почему же они не улетели? Зачем вообще иметь крылья, если те не спасают в трудную минуту?
Кристин Мэнган
Из книги «Дворец утопленницы»

Лидия Юкнавич. «Потрясение»

Livebook

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Многослойный роман, полный чудесного и чудовищного. Иммигранты, брошенные дети, еще не возведенная статуя Свободы, говорящие черепахи, антиутопическое будущее, и в центре книги — девочка, умеющая путешествовать сквозь времена, она никого не может спасти, но может что-то кому-то передать. Монетку, локон еще не родившегося сына, заботу, любовь. Не город, но целый океан потерянных детей.

Сперва все видят лишь руку, венец и лицо громадной утонувшей статуи; то, что осталось от великанши, отливающей зеленоватым блеском в полуденном свете, от достопримечательности, частично погрузившейся под воду, за которой они сюда и приплыли — к берегу, которого больше нет и вместо которого осталась только верхняя часть ее туловища.

Но потом они видят девочку. Ее тоненькие ручки. Тело плещущейся маленькой рыбки, дразнящей тех, кто смотрит на нее сверху. Это невероятно, но кажется, девочка плывет.

Лидия Юкнавич
Из книги «Потрясение»

Лора Кейли. «Колокол»

«Эксмо»

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Герой «Колокола» попадает в некий особняк в лесу и каждый день просыпается в теле одного из обитателей этого места — алкоголика, врача, нервной девицы, больного ребенка. Он пытается понять, о чем они все врут, кто он сам такой и что, собственно, происходит. Лора Кейли — российский автор, хотя по ее книгам и не скажешь. Ее мистические триллеры написаны так, как будто «День сурка» или «Остров проклятых» оказываются в незнакомом месте и пытаются вспомнить, что с ними произошло.

Месье Берк мерил комнату размашистыми шагами. Нужно сесть и написать, хоть что-то написать, пока это что-то еще есть в его голове. Он чувствовал… он не хотел себе признаваться, но чувствовал уже пару дней, с тех самых пор как сел на тот корабль, что с ним что-то не так. Что-то с его памятью. Ему казалось, что люди, которых он видел впервые, уже где-то ему встречались. Эта горничная, он точно где-то ее видел, что-то знакомое было в ее лице… Доктор схватился за голову.
Лора Кейли
Из книги «Колокол»

Ричард Осман. «Выстрел мимо цели»

МИФ

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Третья книга из серии «Клуб убийств по четвергам» британского комика и телеведущего так же иронична, степенна и мила, как и две предыдущие. Сыщики-любители, обитатели дома престарелых — Элизабет, Джойс, Ибрагим и Рон — на этот раз сталкиваются сразу с двумя преступлениями: одно случилось десять лет назад, а второе должна совершить сама Элизабет. Или стать его жертвой.

Можно ли по-настоящему доверять этому «Клубу убийств по четвергам»? У Майка возникает странное чувство, что им манипулируют, но таким приятным образом, что ему хочется продолжения. Хотя бы чтобы узнать, на что они способны.
Ричард Осман
Из книги «Выстрел мимо цели»

Нон-фикшен


Татьяна Муравьева. «Мифы Поволжья»

МИФ

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Поволжские — марийские, удмуртские, чувашские, мордовские, татарские, башкирские, калмыцкие — боги и злые духи, мужчины-богатыри и их бесстрашные жены, домовые и овды, устрашающая Дева-небо и Вирява, мать леса; священные растения и животные, страшные сказки и мифы о сотворении мира — в общем, перед нами энциклопедия, полная поразительных открытий. Оказывается, Солнце, перед тем как лечь спать, ужинает молочным супом.

О появлении на земле первого человека в калмыцком мифе сообщается безо всяких подробностей: «Бурхан Багши, впервые оказавшись на земле, ехал верхом на коне. Видит — по берегу идет человек, которого только что сотворили».
Татьяна Муравьева
Из книги «Мифы Поволжья»

Александр Тимофеевский. Татьяна Толстая. «Истребление персиян»

Редакция Елены Шубиной

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Дань памяти критика, эссеиста, интеллектуала Александра Тимофеевского — человека необычайно «многомерного в глубину», по определению Татьяны Толстой. Каждый диалог с ним — головокружительное приключение мысли, но и тексты о нем все равно воспринимаются как диалог, как попытка если не поразить его, то хотя бы повеселить. Точно поймана атмосфера конца 1990-х — начала 2000-х, атмосфера беспечного бессмертия.

Как описать гения? — никак, читайте Шурины тексты, какой-то свет прольется, расщепленный призмой наших усилий, какой-то ветер подует, что-то приоткроется. Что-то мы поймем, что-то уроним и потеряем. <...> Шура не написал и сотой доли того, что мог бы. Ему было лень.
Татьяна Толстая
Из книги «Истребление персиян»

Алексей Лепорк. «Соблазненная архитектура»

«Азбука-Аттикус»

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Искусствовед, архитектурный критик, научный сотрудник Эрмитажа Алексей Лепорк показывает, что сделали с миром главные архитекторы рубежа веков — Фостер, Калатрава, Гери, Тадао Андо, Заха Хадид, как и зачем они это делали, — и читатель узнает что-то новое о человеке и времени.

Нельзя не признать и одного простого факта: мир изменило постепенно уходящее поколение. Почти всем главным звездам рубежа тысячелетий за 70, а некоторым уже почти 90. Удивительно, но, кажется, и такого большого числа великих архитекторов прежде, пожалуй, никогда не бывало, или это спрос вызвал к жизни умное предложение? В любом случае старики оказались вызову под стать и создали новый облик мира, с этим не поспоришь.
Алексей Лепорк
Из книги «Соблазненная архитектура»

Василий Авченко. «Красное небо»

Редакция Елены Шубиной

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Документальный роман о военном летчике Льве Колесникове, участвовавшем в Великой Отечественной и Корейской войне, об авиации, о Дальнем Востоке времен Гражданской войны, об истории авиации, о поэзии и космосе, о писателях, летчиках, поэтах, исследователях «второго ряда» — и о том, как важен обычный человек, не гений и не герой.

Бывает так, что главный (в нашем случае скорее не главный, а центральный) герой появляется лишь эпизодически, штрихпунктирно, закручивая вокруг себя смысловые потоки и соединяя бесконечно далекие судьбы. Он нужен мне как связующее звено, шампурный стержень, топор в каше. Его потом можно вынуть, но поводом и катализатором для приготовления каши выступает именно топор.
Василий Авченко
Из книги «Красное небо»

Карло Чиполла. «Фундаментальные законы человеческой глупости»

Corpus

Зачем идти на ярмарку Non/fiction: 14 отличных книг от литературного критика

Впервые книга Карло Чиполлы вышла на английском в 1976 году, переводить ее автор запрещал вплоть до конца 1980-х. Начинается она с фразы «как известно, дела у человечества идут плохо» — и за последние почти полвека ничего не изменилось. Законов глупости немного, все они очевидны, и их открытие может повлиять на состояние людских умов не более, но и не менее, чем закон земного притяжения. Великая книга — простая, ясная, глубокая, бесполезная.

Первый фундаментальный закон человеческой глупости недвусмысленно гласит: всегда и везде люди неизбежно преуменьшают количество глупцов, имеющихся в обращении.
Карло Чиполла
Из книги «Фундаментальные законы человеческой глупости»

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

07 апреля, 2023

Новости