Прочитайте отрывок из книги «Почему мы такие на работе?»

Прочитайте отрывок из книги «Почему мы такие на работе?»

В издательстве «Альпина паблишер» вышла книга Отто Крегера, Джанет Тьюсена и Хайла Ратледжа «Почему мы такие на работе?». Авторы рассказывают, как осознать различия между собой и коллегами, чтобы успешно работать вместе. Публикуем отрывок об управлении стрессом.

«Мы не должны терять голову»

Если вы до сих пор не разобрались в типоведении, вам все равно должно быть ясно, что для одного типа личности просто беспокойство, для другого — стресс. Например, начальница с энтузиазмом рассуждает о новом проекте, а вы же совсем не уверены, что она сумеет уложиться в сроки. И наоборот, ваш спонтанный стиль работы с неожиданными решениями станет источником ее бессонных ночей — она сомневается, знаете ли вы, что делаете. Короче говоря, то, что мотивирует и вдохновляет одного, может вызвать головную боль и даже сердечный приступ у другого.

Некоторые основные понятия типоведения, связанные со стрессом, важны не только для получения прибыли и повышения эффективности, но и для сохранения физического и эмоционального здоровья персонала. Несомненно, чем больше стрессов испытывает человек, тем более уязвимым становится — и вот они, язва желудка, сердечно-сосудистые заболевания, постоянные прогулы и несчастные случаи. (Сам стресс не становится причиной определенных заболеваний, но обостряет существующую предрасположенность к ним). И напротив, чем больше человеку известно о своих личностных предпочтениях, тем лучше он предвидит психологические проблемы, которые повышают уровень стресса.


Тип личности и причины стресса

Существует простой способ оценить с помощью типоведения, что вызывает у вас стресс в повседневной жизни. Сначала нужно провести краткий анализ того, как вы проводите время: обсудите с кем-то либо самостоятельно проанализируйте перечень своих обычных ежедневных дел. Какие события, проблемы и люди оказываются в центре вашего внимания? Далее постарайтесь отнести каждый пункт списка к одному из восьми предпочтений. Например:

  • сколько времени вы тратите на типичную для экстравертов деятельность (присутствие на совещаниях, ответы на телефонные звонки, встречи с представителями общественности, реакция на запросы внешнего мира);

  • сколько времени тратите на типичную для интровертов деятельность (работа в одиночестве, размышление, созерцание, чтение и просто выслушивание окружающих);

  • сколько времени у вас уходит на типичную для сенсориков деятельность (изучение деталей, работа с конкретными данными, плата по счетам — в буквальном или переносном смысле);

  • сколько времени у вас уходит на типичную для интуитов деятельность (стратегическое планирование, предвидение, изучение картины в целом, интерпретация смысла вещей);

  • сколько времени вы тратите на типичную для логиков деятельность (объективное изучение конфликтов, анализ последствий различных действий, концентрация на поставленной задаче);

  • сколько времени вы тратите на типичную для этиков деятельность (мотивирование персонала, забота о том, чтобы пребывание на рабочем месте оставалось приятным и удобным, посредничество в решении межличностных проблем, внимание к заботам окружающих);

  • сколько времени у вас уходит на типичную для рационалов деятельность (составление расписания встреч и определение сроков выполнения работ, борьба с отвлекающими факторами, выполнение планов и организация деятельности коллектива);

  • сколько времени у вас уходит на типичную для иррационалов деятельность (реакция на неожиданные события, умение справиться с отвлекающими факторами, проявление гибкости в любой ситуации).

Составьте таблицу из восьми ячеек и внесите в них каждый пункт этого списка. В результате появится примерное представление о «типе» вашего дня. К примеру, он может быть характерен для ENFP: вы отвечаете на бесконечную череду телефонных звонков, ходите на совещания, принимаете участие в общественной деятельности как представитель компании, вдохновляете сотрудников, чтобы они оставались эффективными, и в целом занимаетесь всеми вопросами, возникающими в течение дня.

Это идеальный день — если вы ENFP. Для вас он будет просто великолепным. Но для представителей других типов последствия непредсказуемы: от простого раздражения до полного истощения. Противоположность ENFP — ISTJ — попадет в последнюю группу. Не нужно удивляться, но идеальный день для ISTJ состоит из работы в уединении в офисе, когда удается сосредоточиться на конкретных деталях, проанализировать, что необходимо сделать, не погружаясь в проблемы окружающих, и вовремя закончить все дела. Учитывая это, нужно ли удивляться, что ISTJ особенно склонны выгорать, уставать и страдать от многих связанных со стрессом болезней — от головных болей до сердечных приступов?

Даже для тех типов личности, которые отличаются совсем немного (скажем, для ENFJ) день в стиле ENFP может быть напряженным. ENFJ приходит на работу со своим планом и расписанием на день. Если постоянно возникают разнообразные сюрпризы, радости ему это точно не принесет. INFP же будет вымотан непрерывным общением — совещания, звонки, личные разговоры и т. д.

Мы выяснили, что чем выше положение, которое вы занимаете в организации, тем меньше возможности распоряжаться собственным временем. Его отнимают окружающие, вмешиваясь в ваше расписание и предъявляя неожиданные требования. В таких случаях чувство ответственности и потребности эго будут конфликтовать с личностными предпочтениями.


Факторы стресса и типы личности

Начнем с основного: стресс неизбежен, и это не всегда плохо. Некоторые виды стресса держат нас в тонусе, стимулируют и заставляют быть готовыми к действиям. Стресс похож на колоколообразную кривую: мы лучше проявляем себя, когда движемся к ее высшей точке. На пике стресс дарит нам ощущение полной свободы, на спаде или при отсутствии стресса появляется апатия, которая может сделать нас беззащитными и морально парализованными. Так что определенное количество стресса неизбежно и идет на пользу.

Еще один факт: то, что вызывает стресс у представителей одного типа личности, расслабляет представителей другого. При наличии легкого музыкального фона (так называемая музыка для лифтов) некоторые сотрудники расслабляются и становятся более продуктивными, а на других он влияет как скрежет ногтей по стеклу. То же самое можно сказать и о классической музыке, кантри, опере или джазе. То, что нам самим кажется нейтральным и даже приятным, вызывает у других желание выпрыгнуть в окно.

Но музыка — это еще цветочки. У каждого из нас есть особенности, которые могут безмерно раздражать других: привычки (притопывание ногами в такт музыке, манера грызть ногти или расхаживать по комнате), поведение (стиль одежды, жеманство, любимые словечки) и демонстрация личных предпочтений (мысли вслух, хронические опоздания, жесткость).

И это мы еще не упоминали более серьезные факторы, вызывающие стресс: отношения, финансы, мировые кризисы, фондовый рынок, сроки сдачи работы — вот лишь некоторые из них. Все это в какой-то мере беспокоит каждого из нас в течение дня и долгими бессонными ночами.

Важно отметить, что сильный стресс редко возникает из-за одного или двух факторов. В большинстве случаев наблюдается кумулятивный эффект: личные проблемы накладываются на профессиональные, к ним добавляется тревога по поводу ситуации в мире. Все эти эмоции взаимно усиливают друг друга, давление нарастает. Достаточно еще одного, возможно, незначительного фактора — и, как в пословице, соломинка сломает спину верблюду.

Точно так же, как у разных типов личности стресс вызывают разные факторы, представители каждого типа вос- принимают стресс и справляются с ним по-разному. Одним нужно обсудить все с друзьями, соседями и даже незнакомцами, а другие замыкаются в себе. Кто-то бросается в бой со стрессом, а другой предпочитает его не замечать. Есть те, кто воспринимает стресс как личную неприязнь конкретного человека (или даже всей Вселенной), тогда как другие считают это законом жизни, таким же неизбежным, как смерть и налоги.


Стрессы и перемены

Стресс на рабочем месте обязательно приведет к ухудшению ситуации, прежде чем произойдет какое-то улучшение. Все аспекты, связанные с деловой активностью и персоналом компаний, подвергаются постоянным изменениям. Есть прогнозы, что доля представителей разных меньшинств, женщин и людей с особыми потребностями в общем объеме рабочей силы будет увеличиваться, что грозит и ростом межличностных конфликтов. Усиление глобальной конкуренции в сочетании с уменьшением количества ресурсов означает, что буквально все организации должны будут производить больше, используя меньше людей и материальных ресурсов.

Компании продаются, покупаются, сливаются, дробятся и прекращают свое существование. Новые технологии переворачивают целые отрасли с ног на голову, ускоряя темп работы и взаимодействия. Общественные институты, которые когда-то считались неуязвимыми, рушатся прямо на наших глазах. Все это порождает стресс.

Так как мы из тех существ, которые легко приспосабливаются ко всему новому, теоретически возможно, что мы проявим изворотливость и изменим общественные институты и собственное поведение в соответствии с требованиями времени. Плохая новость в том, что доминирующий тип руководителя — это логики-рационалы, а они хуже всех способны справляться с изменениями. Более того — стремятся контролировать всех и каждого и считают тех, кто не поступает так же, слабыми и неспособными управлять. Тем не менее взаимозависимость и глобальная динамика делового мира делает тотальный контроль невозможным.

Маленький язычок пламени в одном подразделении организации может разжечь большой пожар в другом. И не нужно обладать большим воображением, чтобы понять, как это повышает уровень стресса у всех вокруг. Универсального рецепта от стресса не существует По иронии судьбы многие программы, которые внедряют в организациях для снижения уровня стресса, сами становятся его источником.

Обычно они разрабатываются без учета типологических различий. В результате стресс у представителей некоторых типов личности только увеличивается, вместо того чтобы уменьшаться. Например, жесткой и компульсивной ISTJ, относящейся к типу А *, посоветуют заняться тренировками, которые призваны дать выход стрессу с помощью физических нагрузок. В реальности такая программа только добавляет еще один пункт к и без того плотному, строго соблюдаемому расписанию. И ей же могут посоветовать расслабиться и выделить время на то, чтобы «остановиться и вдохнуть аромат роз», — ситуация как минимум странная для ISTJ. (И правда, если бы это было для нее естественно, она в первую очередь не испытывала бы стресс, а давным-давно внесла бы это занятие в расписание.) Не то чтобы ISTJ не могли замедлиться или расслабиться, просто они должны расценивать такую деятельность как значительный вклад в разумный образ жизни.

Как мы расскажем далее, способы снять стресс у логиков-рационалов существуют, как и конкретные приемы управления стрессом у представителей других типов.

Когда-то вы, возможно, заполняли один из многочисленных опросников, разработанных для оценки вашего уровня стресса и его источников. В анкете обычно около 30 вопросов, которые охватывают разные темы: от смерти, развода и угрожающих жизни болезней до утренней газеты, которая не лежит на одном и том же месте каждый день. Каждому пункту соответствует определенное количество баллов — чем выше число, тем сложнее приспособиться к заданной в анкете ситуации. Сложив полученные баллы, вы узнаете, насколько высок у вас риск заболеть в ближайшем будущем.

Ну и что дальше? Эта информация, разумеется, важна, но без какого-то общего понимания личностных различий — не говоря уж об индивидуальных ценностях, возрасте, религии и т. д. — сложно понять, как использовать полученные из опросника данные. ISTJ, скорее всего, скажет: «Да, семейные проблемы могут стать источником стрессов и на работе, если я допущу это, но они не имеют никакого отношения к рабочей обстановке». Если вы ENFP, то можете сказать: «Похоже, я не смогу ничего делать, пока не решу проблему с женой».

Как интроверт вы можете отреагировать на ужасные новости на работе, ничего никому не сказав и не выказав эмоций. Как экстраверт вы можете провести остаток дня, обсуждая свою проблему с каждым, кого вам удастся схватить за пуговицу в коридоре или до кого вы дозвонитесь.

* Поведение типа А — ряд личностных особенностей (напряженная борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, агрессивность, а также чувство постоянной нехватки времени), наличие которых повышает вероятность возникновения у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы. — Прим. пер.

Фото: «Альпина»

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости