4 мая в российский прокат выходят «Все страхи Бо» — сюрреалистичная комедия с элементами хоррора от Ари Астера, одного из самых ярких режиссеров современности. Главного героя, невротичного мужчину, решившего навестить деспотичную мать, сыграл Хоакин Феникс. Фильм студии А24 («Всё везде и сразу») высоко оценила пресса. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему опыт просмотра «Всех страхов Бо» может быть одновременно и незабываемым, и весьма травматичным для некоторых зрителей.
Кинокомпания «Вольга»
Бо Вассерман — робкий человек, подходящий к пятому десятку с букетом разнообразных фобий. Его пугает все — от окружающих людей до перспективы общения с собственной матерью. К последней он и собирается в гости по странному поводу — в честь годовщины со дня смерти отца, которого он никогда в жизни не видел. В день поездки все идет не по плану: ночью ему не дает уснуть не менее беспокойный сосед, с утра прямо на выходе из квартиры ключ и чемодан с вещами похищают, а позже он по нелепому стечению обстоятельств оказывается вовсе выставлен из собственного дома. На следующий день Бо узнает, что мать погибла при не менее экстравагантных обстоятельствах. В завещании родительница велела хоронить ее лишь в присутствии любимого сына, поэтому теперь задача № 1 для героя — попасть в родительский дом до того, как тело матушки начнет разлагаться.
Ари Астер пришел в большой кинематограф, что называется, тихой сапой, но умудрился сразу нехило так его встряхнуть. Его короткометражки (на одной из них «Все страхи Бо» и основаны) демонстрировали в нем недюжинный талант ниспровергателя догм. Например, в «Что-то странное с Джонсонами» он предлагал неожиданный взгляд на институт семьи, провокационный и жуткий. Первый же полнометражный фильм Астера «Реинкарнация», на пару с «Ведьмой» Роберта Эггерса, стал одним из родоначальников постхоррора середины 2010-х, после чего о жанре вновь заговорили как о серьезном кино с несомненной художественной ценностью. В «Солнцестоянии» он смог решить почти невыполнимую задачу: снять по-настоящему страшный фильм при свете яркого солнца. После этого он сказал, что планирует отойти от ужасов и снять комедию — ею и стали «Все страхи Бо». Что ж, чувство юмора режиссеру и впрямь не чуждо, но весьма… специфическое.
По крайней мере, в процессе просмотра вы вполне можете ощутить себя на месте главного героя — нервного, крайне неудачливого девственника, которому кажется (часто не без оснований), что весь мир ополчился против него. Нельзя точно сказать, есть ли в новом фильме режиссера автобиографические мотивы, но трудно не усмотреть одну интересную параллель (помимо того, что Бо, как и его создатель, выходец из еврейской семьи). В четыре года Астер попал на «Дика Трэйси» Уоррена Битти и настолько им впечатлился, что выбежал из кинотеатра и просто бежал по улице, не в состоянии остановиться, пока его буквально не поймала несущаяся за ним мать. Одна из первых сцен в «Бо боится» (оригинальное название фильма) главный герой, похожий на ребенка-переростка, убегает от преследующего его растатуированного с головы до пят мужчины. В целом сюжет — это такая сатирическая притча про затянувшийся побег от собственной матери.
Несмотря на то что номинально в фильме немало юмора (чаще всего — черного как ночь), трудно определить его жанр как комедию. Здесь немало пугающих моментов — как минимум ощущение неуютности и какой-то неприкаянности он передает на 100%. Немало и драмы: по сути, это кино про человека, с детства страдающего от букета разнообразных душевных травм, не дающих спокойно жизнь. И разрубить этот гордиев узел можно, лишь поговорив по душам с людьми, которых уже нет в живых (ну почти — увидите сами). Даже если у вас отличные отношения с родителями, вы наверняка увидите какие-то знакомые паттерны и ситуации, которые Астер интерпретирует с помощью необычного киноязыка. Вместо привычного роуд-муви — путешествие по закоулкам мрачной души Бо Вассермана с фрейдистскими мотивами (ну а как еще в истории про сына и авторитарную мать?). Вместо классического хоррора — дикий коктейль из сюрреализма в духе фильмов Терри Гиллиама (особенно «Страны приливов») и бытовых ужасов, когда даже простой поход за водой в магазин превращается в сущий кошмар.
Кино это, скажем прямо, не для всех. Далеко не каждый выдержит трехчасовой авторский аттракцион, в котором сочетаются фаллический символизм, иммерсивный психоанализ и анимационные вставки (рисовавшие их Кристобаль Леон и Хоакин Косинья, кстати, сделали хоррор-мультфильм «Кости», который продюсировал Ари Астер). Некоторые элементы могут и вовсе повергнуть в ступор: например, хотелось бы увидеть человека, который останется спокойным в лице, узнав тайну о происхождении отца Бо. Шок-контент во «Всех страхах Бо» порой избыточен и доходит до откровенного фарса, повергая зрителя в чувство легкого офигевания: вы это серьезно? Но в том и есть особая прелесть фильма. Он, с одной стороны, не предлагает ничего принципиально нового: грубо говоря, это как «Улисс» Джеймса Джойса, у которого, простите, выросли яйца (сам режиссер называет свою картину «еврейским „Властелином колец“», и это тоже хороший образчик астеровского юмора). В то же время он умудряется удивлять в среднем раз в пять минут, если не чаще (а теперь вспомним еще раз хронометраж фильма). Кассовым хитом «Все страхи Бо» точно не станут, но публика, желающая экзотики, оторвется на славу.
24 апреля, 2023