В этой рубрике мы спрашиваем о делах, успехах и провалах. Директор ГРАУНД Солянки Катя Бочавар рассказала, как заново удивлять зрителей и что галерея-мастерская значит для города. Поговорили о том, с чего все начиналось и какой девиз помогает справиться со сложностями.
Проект я придумала в 2014-м. И в этом же году открылись две муниципальные галереи — ГРАУНД Ходынка и ГРАУНД Песчаная. А в 2019-м появилась и ГРАУНД Солянка. Главной отличительной чертой пространства является то, что это не обычный выставочный зал, а галерея-мастерская, в которой художники не только показывают, но и создают свои произведения.
Важнейшая задача, которую перед собой ставит ГРАУНД, — объединять людей творческих профессий в сообщество. В прошлом году наша галерея-мастерская получила статус музея, а сейчас уже на своих 350 квадратных метрах мы проводим не менее 25 выставок в год. Мы очень бодрые ребята.
В команде работает 24 человека. Определенные задачи формируют вокруг себя особенную команду. А так как мероприятий у нас много — выставки, фестивали, концерты, практикумы, — нужны люди выносливые, самоотверженные и многофункциональные. При приеме на работу всегда говорю, что делать придется все и много. Но мы не жалуемся. Очень горжусь всеми сотрудниками ГРАУНДа.
«Вдох-выдох»
Только что прошла «Ночь музеев». Вокальный ансамбль N’Caged проводит в ГРАУНД Солянке практикум «Голос как инструмент», где обучают молодых композиторов работе с вокалистами. Уникальная программа, которой нет аналогов ни в Гнесинском училище, ни в Консерватории. В рамках «Ночи музеев» вокалисты импровизировали на темы наших текущих выставок — «Вдох-выдох», Sonus Ex, «Не место» и «Свидетели», используя экспозиции в качестве визуальной партитуры. Все это — часть фестиваля современной академической музыки а капелла «До и после», который стартовал 16 мая. На нем звучит современная музыка композиторов, которые придерживаются авангардной линии. У меня давно была мечта сделать такое мероприятие. Мы с Ариной Зверевой, руководителем вокального ансамбля N’Caged, придумали этот фестиваль, и вот он уже успешно проходит второй год.
Еще один важный проект для нас — ГРАУНД зин фест, который мы делаем с 2016 года. Это фестиваль малотиражной литературы и независимых лейблов.
Современное искусство кросс-дисциплинарно, и этот подход является нашей визитной карточкой. К нам пришли послушать саунд-арт, а в соседнем зале — современная живопись и инсталляция. К нам пришли посмотреть на зины (любительское малотиражное издание на любую тему. — Прим. ред.), а мы их приглашаем на концерт современной музыки. Таким образом, у людей расширяется кругозор и возникает ассоциативный ряд — от одной формы современного произведения до другой.
Мастерские имени Даниила Хармса
Посетитель, который смотрит, а желательно еще слушает и читает, найдет много всего интересного в ГРАУНДе. И не только для самого себя, но и для своих детей: у нас открылись детские Мастерские имени Даниила Хармса.
Также мы показываем виды искусства, которые только развиваются, например звуковое. Страшно интересно принимать в этом участие. И для меня это — главный двигатель жизненных сил, такой плотный творческий процесс, в центре которого я имею возможность находиться, будучи в Солянке.
Я какое-то время жила не в Москве, а в 2008 году вернулась и с тех пор занимаюсь вопросами современного искусства как художник, архитектор выставочных пространств, куратор и теперь еще и директор. Когда-то на моей первой экспозиции на «Красном Октябре» (которая стоила очень дорого) среднее посещение на 4 500 квадратных метров было около восьми человек в день. А сейчас у нас, бывает, приходит и по 500, и по 600 человек.
Основываясь на цифрах и фактах, могу сказать, что сильно выросла популярность современного искусства. Люди перестали воспринимать эту сферу как что-то дикое, а стали понимать, что выставки — это не просто набор тех или иных предметов, а средство коммуникации.
Именно так я отвечаю на вопрос «Чем проект важен для Москвы?». Понятие «современный музей» уже давно включает в себя не только выставочное пространство. И город без тех культурных программ, фестивалей, практикумов, детских мастерских, которыми насыщена жизнь ГРАУНДа, — вот это уже точно несерьезно.
Если представить меня в каком-то ином физическом воплощении, то я и есть городской музей. Очень люблю ГРАУНД Солянку — мы с ней одно целое.
Благодарна за то, что у меня есть уникальная возможность, которая предоставляется далеко не всем. Я могу прийти утром на работу и сказать: «Ребята, я тут придумала такой интересный проект, сейчас мы будем его делать».
Когда наваливается огромное количество административной работы. Я не считаю это неуместным или лишним — это важная часть. И все же хорошо, когда ее не так много.
Могу сказать, что за 4,5 года, пока я нахожусь в должности директора, у меня ни разу не было желания не идти в Солянку. Надеюсь, и не будет.
Я, видимо, родилась человеком, у которого в сложные моменты все срастается. Например, ковид нас многому научил и даже принес пользу. 16-го числа нас посадили на карантин, а уже 18-го мы запустили диджитал-отдел. Тогда же стали выпускать онлайн-журнал и неожиданно для самих себя продолжили наши программы по рисованию движущейся натуры и вокальные практики дистанционно. И все это стало возможным только во время самоизоляции. Поэтому иногда чем хуже — тем лучше.
Мы создали музей АСК — Архив сенсорной культуры. Скоро, я надеюсь, закончим документационную часть и будем формировать коллекцию музея, связанного с музыкой и звуком. Это очень сложная история. Мы могли бы, конечно, жить гораздо спокойнее, но нам всего мало. Хочется все время предлагать что-то неожиданное и художникам, и зрителям. Каждый раз удивлять сложно, но возможно.
24 мая, 2023