Скорая для членов ЦК КПСС, фургон Гастронома № 1, гоночная «Волга»: 5 машин ГУМ Авторалли

28 июля с боем курантов на Васильевском спуске при поддержке общества Gorkyclassic стартует самое масштабное в сезоне ралли советских классических автомобилей. В заезде примут участие «Москвичи», ЗИЛы, «Чайки», «Волги», «Запорожцы», «Победы» и «Жигули» – всего 120 экипажей. Средний возраст машин – 62 года: самому почтенному автомобилю, фаэтону ГАЗ-А, в этом году исполняется 85, а самому «юному» участнику – 35 лет. Мы попросили владельцев пяти самых редких машин, участвующих в ралли, рассказать их историю.

Скорая для членов ЦК КПСС, фургон Гастронома № 1, гоночная «Волга»: 5 машин ГУМ Авторалли

Фото предоставлено участником ГУМ Авторалли

Ежегодное ГУМ Авторалли – это скорее шоу, чем соревнования на скорость. Сначала все участники собираются около ГУМа, где общаются и фотографируются. Почти все члены экипажей в образе: одеты по моде советских лет, соответствующей году выпуска автомобиля. Затем машины выезжают под номерами, чтобы проследовать по сложному столичному маршруту, отмечаясь в определенное время на контрольных точках. Поломка в дороге и даже на старте здесь совсем не редкость, поэтому главное – добраться до финиша.

Алексей Васильев

Гонщик, многократный чемпион России, мастер спорта международного класса. Едет на «Волге» ГАЗ-21 под номером 5

Скорая для членов ЦК КПСС, фургон Гастронома № 1, гоночная «Волга»: 5 машин ГУМ Авторалли

Фото из личного архива

Я буду выступать на «Волге» ГАЗ-21 1961 года выпуска. В 1964 году эта машина в составе сборной СССР по автоспорту участвовала в Ралли Монте-Карло – проехала 2,5 тысячи километров по Европе. Советские гонщики в этом соревновании до финиша добрались, но не получили никакого места, потому что везде опоздали.

Мы восстановили эту машину в прошлом году. Купили у прежних владельцев за 200 тысяч рублей, а около двух с половиной миллионов рублей и огромное количество трудов потратили на реставрацию. Очистили кузов от ржавчины и краски при помощи песка под давлением, нашли оригинальные элементы 60-х годов, установили специальный каркас для безопасности, спортивные элементы подвески, мощный двигатель (200 лошадиных сил) и много всяких нюансов. В итоге в прошлом году мы участвовали на ней в Ралли Монте-Карло и заняли пятое место. Первые пятеро получают приз, так что нам вручили кубок.
Практически любая поездка по Москве на этой «Волге» для меня превращается в соревнование. На светофорах все предлагают мне погонять, посоревноваться. Поэтому я стараюсь реже на ней ездить – не чаще пары раз в месяц.

Я выбрал машину именно этой марки, потому что «Волга» единственная в истории отечественного автопрома достойно выступала на международных соревнованиях. И еще потому, что в ретрогонках очень важно иметь машину как можно более старую. Например, если я поеду на соревнования на «Жигулях», а они начали выпускаться с 1971 года, то буду соревноваться с машинами-однолетками. А это уже даже по современным меркам довольно быстрый и надежный автомобиль. А в 60-е они еще не были такими, так что на «Волге» выгодно участвовать в ралли – мы соревнуемся против более слабых иностранных соперников.


Сергей Симонов

Реставратор. Представляет уникальный развозной фургон «Москвич-401». Едет под номером 27.

Скорая для членов ЦК КПСС, фургон Гастронома № 1, гоночная «Волга»: 5 машин ГУМ Авторалли

Фото из личного архива

65 лет назад открылся ГУМ и специально для него на московском заводе малолитражных автомобилей «Москвич» была выпущена партия фургонов грузоподъемностью 250 килограммов, которые могли легко разъехаться в тесных подвалах универмага. Была сделана фанерная крыша, фанерные бока, обитые металлом. И было написано: «Гастроном ГУМ. Доставка заказов», поэтому его называли развозным.

Года три назад на подмосковной базе вторчермета был обнаружен такой «Москвич». Я достаточно давно занимаюсь «железом», у меня есть большая сеть агентов, которые в хорошем смысле слова зарабатывают деньги на продаже информации. И однажды мне сообщили, что в окрестностях Наро-Фоминского района на металлобазу привезли «Москвич», пикапчик, прислали фотографию. Я приехал и выкупил его. Еще чуть-чуть и его бы переплавили. От него и так остались рожки да ножки: не было стекол, дверей. Машина бы погибла. Но так как для истории нашей страны она имеет очень большое значение, за нее имело смысл бороться.

Мы автомобиль полностью разобрали: на реставрационном жаргоне этот процесс называется «взорвать до молекул». То есть мы разбираем все-все, до последнего винтика откручиваем. Потом изучаем: если есть какой-то поврежденный металл, его вырезаем и наращиваем донорским металлом, затираем сварочные швы, чтобы это было единое целое, потом красим. Условно говоря, стоимость этого автомобиля граничит с очень дорогой иномаркой, по результатам покупки и всех работ.

Такая машина – огромная редкость. В СССР считалось, что пикап – это торговый автомобиль, так что ни грузовики, ни пикапы не продавались в частные руки, даже после списания с автобазы. Они все уничтожались, резались и выбрасывались. И то, что эта машина дожила до наших дней, просто великое счастье. Видимо, где-то по разгильдяйству ее просто забыли списать.

Мы не спали ночами, чтобы ее полностью доделать к ГУМ Авторалли, и вот прошло всего два дня, как она ездит. До этого мы ее делали, комплектовали, и сейчас ночами в две смены работаем, чтобы успеть. Обкатываем, тормоза проверяем. Но, во-первых, она не зарегистрирована пока в ГИБДД, поэтому на ней по городу не поездишь, во-вторых, находится на тестовых испытаниях. По большому счету это будет презентация, фактически ее первый выход в свет в своей второй жизни.


Елена Власова

Директор частного автомузея в городе Иваново. Едет на редчайшей «Чайке» ГАЗ-13С с кузовом амбуланс. Стартует под номером 37

Скорая для членов ЦК КПСС, фургон Гастронома № 1, гоночная «Волга»: 5 машин ГУМ Авторалли

Фото из личного архива

Моя «Чайка» – это карета скорой помощи на базе шикарного представительского автомобиля. В конце 70-х было построено всего несколько таких машин для обслуживания пожилых членов политбюро ЦК КПСС. Ее отправляли в Прибалтику на завод РАФ, отрезали заднюю часть и делали кузов-универсал. Машина полностью оборудована: выдвижные носилки, кислородные баллоны. Сзади пациентов могли размещать в лежачем положении и оказывать им медицинскую помощь. Водительская часть с доктором была огорожена специальной перегородкой, а сзади были лежачее место и сидячее – для фельдшера или врача.

Уникальность этого автомобиля в том, что их было выпущено всего 20 штук. Это был спецзаказ министерства здравоохранения. В отреставрированном виде вообще наперечет в частных коллекциях сохранилось. Машину мы выкупили у одного коллекционера, потому что у него не было возможности заниматься реставрацией. Около трех лет над ней трудились. У нас есть своя реставрационная мастерская. Периодически мы машины выкатываем, выгуливаем.

Наша машина 1976 года выпуска, когда мы ее получили, у нее на створке двери была цифра 9 – то есть Девятое управление министерства здравоохранения, которое обслуживало членов партии. Когда выезжаешь, люди подходят, спрашивают: «Это что, катафалк»?

На ГУМ Авторалли я буду в белом халате и шапочке. Это интересная тусовка, на ней нужно удивлять. Приехать, например, на 21-ой «Волге» уже неинтересно. Нужно быть на какой-то «экзотической» машине, как моя.


Михаил Шкуратов

Реставратор, специалист по «Победам». Едет под номером 6

Скорая для членов ЦК КПСС, фургон Гастронома № 1, гоночная «Волга»: 5 машин ГУМ Авторалли

Фото из личного архива

Цвет моей машины – ГАЗ М-20 «Победа» 1951 года – темно-синий. В разных ракурсах она по-разному смотрится. Это оригинальный оттенок, который подобран по сохранившимся элементам, неперекрашенным за годы исторической эксплуатации. Его облицовка радиатора так называемая тельняшка: узкие горизонтальные полоски.

Появилась она у меня случайно. Я давно искал «Победу» в приличном состоянии, по крайней мере, по кузову, потому что кузовные работы занимают львиную часть затрат на восстановление автомобиля. Нашел ее по объявлению в Москве в одном из гаражей. Реставрировали долго: не всегда были возможности технические, финансовые, не всегда доходили руки-ноги. Вместо обычного года-двух процесс растянулся почти на шесть лет.

В результате получился весьма достойный автомобиль второй серии. Есть машины первой серии 1946–47 годов, очень редкие. Дело в том, что «Победа» в первых версиях получилась сырой, и с 1948 года пошла вторая, доработанная серия. А уже в 1955 с конвейера сошла третья.

Подлинная история машины мне не очень известна. По имеющимся у меня данным, первым владельцем автомобиля был военный летчик, потом автомобиль долго пылился в гараже. Но попав ко мне, он обрел вторую жизнь. На машине активно катаюсь: езжу с работы, на дачу, на другие мероприятия.


Александр Ермолаев

Предприниматель. Владеет редким автомобилем М-20 «Победа» с кузовом кабриолет. Едет под номером 8

Скорая для членов ЦК КПСС, фургон Гастронома № 1, гоночная «Волга»: 5 машин ГУМ Авторалли

Фото из личного архива

В этом году, второй раз подряд, я поеду на автомобиле ГАЗ М20 «Победа» 1949 года выпуска. Она с открытым верхом – кабриолет, и полностью соответствует погоде, которая, надеюсь, порадует нас в этот день. За шесть лет я из обычного автолюбителя превратился в коллекционера машин, имеющих историческую ценность. Меня в свое время пригласили просто в качестве зрителя в Нижний Новгород на мероприятие Gorkyclassic. После чего я решил, что хорошо смотреть, но еще лучше участвовать. Долго выбирал свой первый автомобиль. Однажды меня познакомили с коллекционером, который распродавал свое собрание, и я купил готовый автомобиль, минуя нелегкую стадию реставрационных работ. Настоящим коллекционерам немаловажно, в какие руки попадет автомобиль, поэтому я еще очень долго ему доказывал, что я именно тот, кто вдохнет в него вторую жизнь. И самое главное – будет его выкатывать. Любая техника должна ездить, жить. Потому что, если машина ездит, значит, она живая.
Когда ты перемещаешься по городу, внимание, гудки и все остальное – хорошие сигналы. Люди с уважением на заправке и на стоянке подходят, спрашивают, истории рассказывают.

Содержание автомобиля из другой эпохи обходится дорого. Да и к раритетному автомобилю я не каждого мастера подпущу, а тем, кто с пренебрежением на него смотрит, я сразу отказываю. Поэтому есть узкий круг специалистов, которые поднимают из архивов кучу информации и делают это увлечение бизнесом, обслуживая только такие машины. В итоге ремонтные работы по такому автомобилю порой обходятся дороже, чем у премиальной иномарки. Но разве сравнится ощущение от поездки в уникальной «Победе» с поездкой в каком-нибудь «Мерседесе»?


Старт заезда – в 12:00 на Васильевском спуске, с 13:00 до 16:00 – пит-стоп для водителей во дворе «Музея Москвы», финиш и награждение – в парке МГУ на Воробьевых Горах
Вход бесплатный

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

27 июля, 2019