Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского

Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского

Отцом-основателем современной хайповой рекламы точно можно считать поэта Владимира Маяковского. Его хлесткие и буквально призывающие к действию слоганы век назад стали прообразами будущей агитационной, сатирической и даже нативной рекламы. Узнали у руководителя PR-агентства Дарьи Харазы о том, с чего начинался путь Маяковского в рекламе, какие из его работ считаются самыми успешными и как он учил людей гигиене и ПДД.

Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского
Дарья Хараза
руководитель PR-агентства, член Союза пиарщиков РФ

«Окна РОСТА»

Рекламный путь поэта начался в далеком 1919 году во время одной из его прогулок по Москве. Тогда на углу Кузнецкого и Петровки Маяковский увидел огромный плакат РОСТА (Российское телеграфное агентство) и тут же устроился работать в плакатный отдел.

Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, товарищу Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе [совместное с Черемных] окно (РОСТА. — Прим. ред.) мы делали вместе. Дальше пришел И. Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие…
Владимир Маяковский

Чуть позже Маяковский вплотную работал над текстами и рисунками для агитационной программы «Окна сатиры». У него был ярко выраженный слог, написанный культовой «лесенкой», что идеально как раз для создания агитационных и сатирических плакатов.

В начале 1920-х Маяковский познакомился с художником-плакатистом Александром Родченко, и через несколько лет они вместе организовали «Реклам-конструктор», то есть по факту первое рекламное агентство в стране.

«Реклам-конструктор»

В новом агентстве Маяковский писал лозунги и занимался поиском клиентов, а Родченко рисовал макеты. Их заказчиками стали Моссельпром, Резинотрест, ГУМ, Госиздат, Ленгиз и другие крупные предприятия.

Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы.
Владимир Маяковский

Творческий подход к рекламе способствовал созданию своего стиля. Ступенчатый слог Маяковского, рубленый шрифт, цветовое решение и угловатость сильно выделяли их плакаты среди других.

Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского

Владимир Маяковский был уверен, что реклама должна быть броской, вызывающей, чтобы людям сразу захотелось купить эти товары. Поэтому в своих призывах он общался с потребителями на «ты», а его обращения к потенциальным покупателям выглядели как приказы. Лозунги же отличались своей категоричностью, поскольку их задачей был прямой призыв к действию.

Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского


Агитационные плакаты

Так, для рекламы Моссельпрома сложился удачный слоган «Нет нигде, кроме как в Моссельпроме». Эта промышленная организация производила огромное количество товаров — от хлеба, макарон и конфет до пива с папиросами. Лозунг прекрасно подошел под все категории продукции и для любой целевой аудитории.

Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского

Дело в том, что фирмы и компании часто носили характер монополии и как таковая реклама служила лишь средством информирования граждан, а не попыткой отличиться от конкурентов. Да и конкуренции в СССР особой не было, так что коммерческая и рекламная отрасль развивались своим путем, который колоссально отличался от западных тенденций. В те годы в СССР процветала агитационная реклама с прямым призывом к покупке, а где-то плакаты носили откровенно пропагандистский характер. К примеру, многие публикации того же Моссельпрома содержали обращения к аудитории на «ты» — «Давай!», «Даешь!» — и больше походили на приказы.

Понимая важность агитации и ее силу, Маяковский умудрялся не только прорекламировать товары, но и продемонстрировать потребителям силу самого государства. Реклама и агитация поэта всегда имели свой авторский стиль и советский колорит. Вот что Маяковский написал в статье «Агитация и реклама»:

Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь… Реклама должна быть разнообразием, выдумкой. Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках буржуа-иностранца. В СССР все должно работать на пролетарское благо.
Владимир Маяковский

На «пролетарское благо» работало множество слоганов и рекламных призывов.

Еще одной демонстрацией таланта Маяковского-маркетолога можно назвать рекламную кампанию печенья «Красный авиатор»: «Рассыпайся по кустам, вражеская конница. За тобой здесь и там „Авиатор“ гонится».

Эти слоганы имели прямое агитационное значение, вытесняли прежние классические, дореволюционные названия. Менялись рисунки, шрифты, стиль, в которых намеренно обозначались революционно-индустриальные тенденции СССР.


Ликвидация безграмотности и близость к народу

Плакаты и рекламные слоганы были направлены в том числе и на ликвидацию безграмотности в СССР. В молодой республике безграмотного населения было примерно две трети. Благодаря слоганам Владимира Маяковского на этикетках и плакатах население знакомили с метрами, литрами и килограммами.

В 1923 году Маяковский выступил автором карамельных оберток, на которых объяснялись новые системы измерения в соотношении со старыми. Фунты переводятся в килограммы, вершки — в метры, десятины — в гектары.

Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского

Кроме того, к своим рекламным плакатам Маяковский добавлял образ простого советского гражданина, чем демонстрировал максимальную приближенность к потребителю. Так потенциальные покупатели видели похожих на себя людей и охотно обращались за покупкой товаров первой необходимости, которые ежедневно использовались в быту. Подобно тому, как, например, в современных супермаркетах размещают фотографии с образами счастливой семьи, которая вместе ходит за покупками.


Самый провокационный проект

Самым провокационным проектом, который вызвал бурную реакцию людей, была реклама сосок для Резинотреста. Яркий плакат и незабываемый слоган «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет» сделали свое дело — продажи взлетели в два раза!

Для печенья, супа «Магги» и резиновых изделий: разбираем лучшие рекламные слоганы Маяковского

Маяковский прекрасно понимал, что делал. Он говорил:

Если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру.
Владимир Маяковский

Папа современного пиара

Справедливо можно считать, что Владимир Маяковский стал папой советского и российского пиара, поскольку созданными им новыми видами рекламы (агитационная, сатирическая и нативная) сегодня пользуются все маркетологи.

Во времена Маяковского сатирическая реклама создавалась для высмеивания бескультурья и ликвидации невежества. Так, его плакат со слоганом «Уважаемые дяди и тети, скажите, сделайте одолжение, чего вы свой нос под автобус суете, чего вы прете против движения» по праву можно считать образцом рекламы против нарушений ПДД.

Собственно, в то же время зарождался также известный сегодня всем маркетологам продакт-плейсмент и нативная реклама, которая была даже в литературных произведениях. Так, в одном из собраний сочинений встречается название растворимого супа «Магги»: «А если веселостью песьей закружат созвездия „Магги“ — бюро похоронных процессий свои проведут саркофаги».

Фото: «Владимир Маяковский: „Я — рекламист“»

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

28 июля, 2023

Новости