В заложниках у жанра: как Лиам Нисон стал звездой боевиков и что с этим не так

В заложниках у жанра: как Лиам Нисон стал звездой боевиков и что с этим не так

24 августа в российский прокат вышел новый фильм с участием Лиама Нисона — «Заложники» Нимрода Антала (режиссер «Хищников»). Ветеран Голливуда продолжает щеголять брутальностью, на этот раз, правда, буквально не вставая с сиденья автомобиля — под ним заложена бомба. Это уже как минимум 15-й (!) боевик с участием Нисона со времен «Заложницы», вышедшей в 2007 году. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как знаменитый актер превратился в звезду экшен-фильмов и почему господину Нисону стоит подумать над тем, чтобы остановиться и уйти из жанра на пике формы.

В кино возможны самые разнообразные метаморфозы: Брендан Фрейзер, до определенного момента блиставший в амплуа комедийных героев-рубах, вдруг перевоплощается в одного из главных драматических артистов. Джим Керри, оставив все ту же комедию, оборачивается гениальным трагиком. Но то, что случилось с Лиамом Нисоном, когда в 2007 году вышла «Заложница», — это уже своего рода кино. Серьезный артист, игравший мецената Оскара Шиндлера у Стивена Спилберга, психиатра Альфреда Кинси у Билла Кондона, революционера Майкла Коллинза у Нила Джордана, вдруг становится разудалым экшен-героем в категории 50+ (на момент выхода фильма Пьера Мореля Нисону было 55 лет). Звучит само по себе как основа для комедии про молодящегося актера — и, честно говоря, последние годы так оно и выглядит.

Вообще, штамп о том, что большие артисты не играют в боевиках, — чушь из уст особо ушлых маркетологов и искусствоведов: ничто не мешает, например, Брэду Питту одной рукой получать «Оскар» за «Однажды в… Голливуде», сугубо авторское кино, а другой ногой сниматься в «Быстрее пули» от режиссера «Джона Уика». Кстати, на момент выхода второго фильма Питту было 58 — можно сказать, что Нисон породил тренд на съемки в боевиках уже немолодых голливудских звезд (не одному же Тому Крузу из самолетов прыгать!). При этом на самом деле самому Лиаму съемки в развлекательном кино всегда были не чужды. Еще в 1980-х он снимался в боевиках: «Отходная молитва» с Микки Рурком, «Игра в смерть» с Клинтом Иствудом, «Переступая черту», где он демонстрировал навыки владения боксом, которым занимался с детства. А в 1990-м и вовсе вышел культовый в узких кругах «Человек тьмы» Сэма Рэйми.

В заложниках у жанра: как Лиам Нисон стал звездой боевиков и что с этим не так

Кадр из фильма «Список Шиндлера»

И даже когда в 1990-х благодаря успеху «Списка Шиндлера» на Нисона прямо-таки хлынул поток серьезных драматических ролей в высоком кино, он играл, например, Квай-Гон Джинна, учителя Оби-Вана Кеноби, в первом эпизоде «Звездных войн». Короче говоря, нельзя сказать, что он совсем уж подошел без боевого бэкграунда к «Заложнице». Другой вопрос, что он совершенно не рассчитывал на успех, который получил фильм. В одном из интервью он и вовсе признался, что был уверен: фильм выйдет сразу на DVD, минуя кинопрокат, прямо как боевик-«бэшка» в какие-нибудь 1980-е. И уж тем более не рассчитывал, что станет новой иконой жанра, но в том же интервью он рассказывает, что сценарии разнообразных экшенов полились на него как из рога изобилия.

Почему так произошло? Все просто: эпоха классических боевиков, в которых герой-одиночка начищает лица разнообразным криминальным элементам, в Голливуде практически выродилась в 1990-е. Жанр заметно изменился: просто подумайте — главным героем боевиков стал Нео из «Матрицы», которого играл Киану Ривз (просто сравните его с иконами той эпохи вроде мускулистых Шварценеггера и Сталлоне). Зато тогда же боевик заново набирал локальную популярность во Франции, где работал Люк Бессон, снявший, например, «Никиту». Именно он спродюсировал в том числе «Перевозчика» и превратил Джейсона Стэйтема в лицо жанра в 2000-х. При этом Стэйтем моложе того же Сильвестра Сталлоне на 20 лет — проще говоря, боевик омолодили, ведь старые звезды уже не смотрелись так же выигрышно, как раньше. Тем более что актерские навыки мэтров маскулинности оставляли желать лучшего.

В заложниках у жанра: как Лиам Нисон стал звездой боевиков и что с этим не так

Кадр из фильма «Заложница»

И тут вдруг появляется Лиам Нисон, который не только умеет играть, но и выглядит более чем внушительно — недаром его знаменитый фрагмент из «Заложницы» про «я не знаю, кто ты такой…» моментально ушел в народ и стал мемом. При этом с, например, Арнольдом Шварценеггером их разделяет разница всего-то в пять лет — по меркам Голливуда почти одногодки. И оба, грубо говоря, в одних весовых категориях, но качественно Нисон-актер стоит на ступеньку выше. Таким образом, Лиам, воплотивший в себе и внешнюю брутальность, и внутреннюю убедительность, завоевал сердца публики, превратившись в главного героя жанра. Недаром ходили слухи, что в «Неудержимых 4», которые, кстати, скоро выходят на экраны, появится ирландский актер — главный массовик-затейник сего действа, все тот же Сильвестр Сталлоне, явно хотел добавить артистизма в свою тестостероновую киновселенную. Но по каким-то причинам не сложилось.

В заложниках у жанра: как Лиам Нисон стал звездой боевиков и что с этим не так

Кадр из фильма «Честный вор»

Короче говоря, метаморфозу Нисона приняли на ура — и вот уже этот суровый мужчина в пальто, костюме и рубашке, с пистолетом наперевес и лицом отца народов спасает мир или хотя бы отдельных его представителей. Два сиквела «Заложницы», «Неизвестный», «Схватка», «Прогулка среди могил», «Воздушный маршал», «Ночной беглец», «Пассажир», «Заступник», «Честный вор»… Мы вынуждены остановиться, так как список фильмов, в которых герой Нисона почти в одиночку вершит локальное правосудие, слишком обширный. Большинство из них построено по одному и тому же принципу: суровому, но справедливому и доброму внутри мужчине кто-то переходит дорогу, и он начинает творить добро, прикладывая лицом о кафель всех плохишей, что под руку подвернутся. Сам Нисон признавался, что интерес к жанру боевика у него вполне искренний — в молодости он, мол, и сам был не прочь погарцевать мускулами, но как-то все это прошло мимо.

Тем не менее в 2015 году он вроде бы заявил, что планирует оставить жанр — мол, годы берут свое и все такое (на тот момент ему было уже 62). Позже он оговорился, что его слова выдернули из контекста и он на самом деле по-прежнему наслаждается процессом. К примеру, искренне хвалит сценарий фильма «Ледяной драйв», идейного ремейка «Платы за страх» Анри-Жоржа Клузо, с которой, по сути, начался жанр боевика и которую очень любит. И тем не менее есть стойкое ощущение, что Нисон оказался в ловушке жанра: если раньше его ассоциировали с Оскаром Шиндлером, то теперь все знают его как Брайана Миллса. И даже когда актер попадает в совсем другой, не требующий показательного мордобития жанр (например, в недавний неонуар «Марлоу»), его герой нет-нет да и потянется за табуреткой, чтобы картинно с размаху разбить ее о чью-нибудь спину.

Проще говоря, Нисон действительно стал заложником образа (иронично, учитывая, как в российском прокате называется новый фильм с его участием — «Заложники»). Просто взгляните на постер почти любого нового фильма с ним в главной роли: обеспокоенный взгляд, полный суровости, пистолет в руке и поза, будто ждет ножа в спину. В свою очередь, и вы точно знаете, чего ожидать от такого образа. И это причина, почему словосочетание «боевик с Лиамом Нисоном» для ряда зрителей уже давно звучит как самопародия. Когда актер сыграл в «Заложнице» в 2007 году, это был совершенно неожиданный, непредсказуемый выход. Ощущение новизны — надо же, сколько годиков, а двигается так, будто лет на 20 моложе.

Но чем дальше, тем хуже старому ирландскому псу даются привычные трюки — пример свежего «Индианы Джонса», где бедолагу Харрисона Форда пытались искусственно омолодить, наглядно демонстрирует, что и у кино все-таки есть допустимые пределы. Изменить ход времени, возможно, получится, но вот с законами природы будет разобраться сложнее. А самое главное, что внимательный зритель все видит — и тут уже неважно, на какие чудеса способны современные технологии и грим. Уважаемые продюсеры, позвольте господину Нисону уйти на экшен-пенсию — вы бы видели, какой он прекрасный комедийный актер! Как и Николас Кейдж, он заслуживает персональной комедии-байопика про невыносимую тяжесть огромного таланта.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости